Нормы по укладке тротуарной плитки СНИП

Нормы по укладке тротуарной плитки СНИП

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки

Технология работ по укладке тротуарной плитки прописана ГОСТ 17608-91.

Подготовительный этап работ по укладке тротуарной плитки начинается с оформления необходимой документации:

  • схемы производства работ;
  • калькуляции объема работ;
  • технологических карт;
  • калькуляции затрат труда и средств механизации.

Технология процесса

При возведении сборных тротуаров следует руководствоваться ГОСТ 17608-91, СНиП Ш-8-76, СНиП Ш-10-75, инструкциями ВСН-50-79/ВСН-26-76, а также ТУ 400-1-190-79.

Схема устройства сборных тротуаров содержит ряд элементов:

  • подстилающий слой (песок);
  • основание (песок, ЦПС – цементно-песчаная смесь, бетон, щебень);
  • покрытие из плит.

Непосредственно перед началом укладки тротуара выполняются следующие виды работ:

  • геодезическая разбивка;
  • планировка земляного полотна;
  • подвоз в рабочую зону материалов, а также техники, приспособлений и инструмента.
  • проверка исходного качества материала покрытия – тротуарной плитки на соответствие ГОСТ 17608 91.

Работа производится с соблюдением такой последовательности:

  • отрываются земляные ящики под бортовой камень (поребрик);
  • устанавливается по периметру участка бортовой камень;
  • насыпается подстилающий слой;
  • производится укладка основания;
  • укладывается плиточное покрытие;
  • заполняются межплиточные швы.

ГОСТ, касающийся укладки тротуарной плитки предусматривает, что при сопряжении с дорогой бортовой камень должен быть устанавлен при монтаже дорожного покрытия. Ручная установка бортового камня производится с использованием спецзахватов.

Песок для подстилающего слоя подвозится автотранспортом или подается погрузчиком. Далее производится его выравнивание и уплотнение. Для уплотнения задействуются электротрамбовки или малогабаритная уплотняющая техника. После утрамбовки на основание наносится выравнивающий слой из ПБС.

В СНиПе допускается укладка тротуарной плитки с размерами сторон до 600 мм вручную при помощи захватов. Фигурные элементы покрытия монтируются вручную. Плиты укладываются поперечными рядами от одного края до другого. Перед началом укладки на основании размечаются ограничивающие линии, забиваются колышки и натягивается шнур.

Грани плит выравниваются по шнуру, натянутому вдоль укладываемого ряда. В местах возможного провисания выставляются маяки. ГОСТ на тротуарную плитку регламентирует ширину швов между смежными плитками габаритами до 600 мм в пределах от 5 мм до 8 мм. Швы заполняются ЦПС (цементно-песчаной смесью) из расчета 3:1. Если покрытие носит декоративный характер, то ширина швов может быть увеличена. Для контроля этого параметра используются шаблоны.

Уложенные плиты выравниваются при помощи деревянных трамбовок. Швы смежных плит не должны иметь уступов высотой более 2 мм.

Специфика укладки плитки в зимнее время

До наступления холодов целесообразно произвести подготовку земляного полотна, подстилающего слоя и основания. Возможна также укладка плит на бетонное основание. Подготовленный выравнивающий слой из цементно-бетонной смеси слоем до 1,5-2,0 см подогревается и хорошо укрывается.

Запрещается проводить работы по укладке плит при сильном снегопаде и температуре воздуха ниже минус 15°С. Заделка плиточных швов производится в теплое время года или подогретой смесью песка и цемента.

Контроль качества укладки тротуарной плитки выполняется по требованиям СНиП.

Укладка гранитной брусчатки согласно СНиП и ГОСТ

Брусчатка, изготовленная из гранита – это надежный и долговечный материал. На протяжении многих лет она используется для обустройства тротуаров и дорог, благодаря надёжности уже не одно столетие лежит на старинных улицах многих городов мира. Даже несмотря на то, что появились новые виды тротуарной плитки, гранитная брусчатка не сдает свои позиции, удачно благоустраивая территорию.

Достоинства

Популярность такой брусчатки объясняется очень просто. Хоть цена на нее выше, чем обычной плитки, она имеет ряд неоспоримых преимуществ:

  • продолжительный срок эксплуатации;
  • отличное противостояние воздействию атмосферных осадков. Кроме того, гранитная брусчатка не разрушается при попадании на нее химических веществ;
  • экономичность. Тротуар или дорога, вымощенная таким материалом, практически не нуждается в ремонте. При довольно приличных начальных затратах на покупку и укладку, эксплуатационные расходы ниже не менее чем в 7 раз;
  • прекрасный внешний вид. Покрытие из гранита выглядит очень престижно.
  • экологичность. Так как гранит является природным материалом, он не наносит вред здоровью человека.
Читайте также:  Газгольдер расположение на участке нормы


Мощение

Для того чтобы выбрать брусчатку, наиболее подходящую вашим запросам, стоит воспользоваться ГОСТом 32018-2012. В нем указаны все типы покрытий из гранита и требования к ним.

В целях более гармоничного вписывания дороги или тротуара в окружающий ландшафт следует использовать СНиП III-10-75 по обустройству близлежащих территорий и приемке уже выполненных работ. Более актуальная версия данного документа носит название СП 82.13330.2016. Нельзя также обойтись без СП 78.13330.2012, в одном из разделов которого указано, как строить или ремонтировать мостовые из природного камня.

Процесс укладки уличной брусчатки схож с мощением обычной плитки, но из-за того, что стоимость первой выше, то и работы ценятся выше. Вкратце технология укладки такова:

  1. Проводятся изыскательные работы, изучается и подготавливается почва.
  2. Используя колышки, проводится разметка участка, на котором будет укладываться брусчатка.
  3. Обустройство площадки. Сюда входит выемка лишнего грунта в зависимости от грузо- и человекопотока – от 25 до 65 см. После дно котлована утрамбовывается. Желательно иметь в наличии механическую трамбовку.
  4. Подготовка основания. При укладке гранитной брусчатки не рекомендуется использовать песочно-цементную смесь. Лучше всего подойдет щебень либо гравий, размер фракции от 5 до 40 мм. Материал укладывается слоями по 10-15 см и плотно утрамбовывается.
  5. Затем основа насыпается сухой песок, примерно на 1 см выше рекомендуемой высоты покрытия.
  6. Устанавливаются бордюры, брусчатка укладывается от краев к центру. Обязательно следует контролировать мощение при помощи шнура и уровня.
  7. После завершения работ по укладке швы между плитками заделываются и утрамбовываются.

Далее проводится проверка целостности покрытия, ширины швов, ровности поверхности. Только после такой приемки дорога или тротуар из гранитной брусчатки будут считаться готовыми к эксплуатации.

СНИП и ГОСТ укладки тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ. При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил: ГОСТ 17608-91; СНиП Ш-8-76; СНиП Ш-10-75; инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76; ТУ 400-1-190-79.

Укладка тротуарной плитки должна происходит согласно строительным правилам и нормам, прописанным в СНиП и общепринятым государственным стандартам согласно ГОСТ.

При укладке тротуарной плитки необходимо руководствоваться технологиями и инструкциями на основании следующих правил:

  • ГОСТ 17608-91;
  • СНиП Ш-8-76;
  • СНиП Ш-10-75;
  • инструкции ВСН-50-79/ВСН-26-76;
  • ТУ 400-1-190-79.

На основании госстандартов для проведения работ оформляются документы:

  • схема создания укладки;
  • смета;
  • технологическая карта;
  • общий подсчет трудозатрат и использования механической техники.

Подготовительный этап работ включает в себя следующее:

  • геодезическая разбивка основания под тротуарную плитку;
  • разметка земельного участка;
  • проверка тротуарной плитки на соответствие стандартам;
  • доставка материала и необходимой техники на строительную площадку.

Начальный этап укладки тротуарной плитки подразумевает создание стяжки, которая включает в себя:

  • первый слой должен быть песчаным;
  • основание производится на выбор из песка, цементно-песчаной смеси, бетона или щебня;

Далее последовательность работ должна быть следующей:

  • установка бортовых камней по периметру;
  • насыпание подстилающего песчаного слоя;
  • создания основания;
  • укладка тротуарной плитки на основание;
  • заполнение межплиточных швов.

Регламентирующий документы прописывают следующие стандарты:

  • тротуарная плитка размером до 600 мм укладывается вручную;
  • возможные места провисания дополнительно поддерживаются маяками;
  • между плитами до 600 мм должны соблюдаться зазоры 5-8 мм;
  • заполнение швов производится песком;
  • для работы с плиткой используются деревянные подручные инструменты.

Укладка тротуарной плитки в зимний период: правила и запреты

Разметка земляного полотна, насыпание подстилающего слоя и подготовка основания под плитку должно быть проведено до наступления минусовой температуре. Затем объект может законсервироваться до нужного срока.

При укладке плитки зимой необходим подогрев основания. Заделка швов также производится ппеском.

Согласно ГОСТу и СниПу недопустимо проведение работ при температуре -15°С и во время снегопада.

Читайте также:  Норма водоотведения на человека в сутки

Тротуарную плитку в Москве вы можете приобрести в салоне «Прага». Мы специализируемся на продаже этого материала, поэтому у нас вы сможете найти самые разнообразные виды, формы, цветовые оттенки и размеры изделий.

«Прага» – сеть салонов тротуарной плитки, которая предлагает комплексный подход к благоустройству придомовой территории.

Вся представленная на сайте информация, касающаяся стоимости, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Скидки до 40%! Хранение на складе до 15.04.2018.

При выполнении работ по укладке тротуарной плитки следует руководствоваться требованиями государственных строительных норм – это СНиП 2.0502-85 и ДБН В.2.3-5-2001

При выполнении работ по укладке тротуарной плитки следует руководствоваться требованиями государственных строительных норм – это СНиП 2.0502-85 и ДБН В.2.3-5-2001.

Исходя из функционального назначения определения параметров грунта и другого определяется какой толщины тротуарная плитка будет положена, а также вертикальный разрез необходимых слоев основания подстилающего слоя, на который непосредственно уложится плитка. Этим определяется глубина конструкции покрытия от предполагаемой поверхности покрытия, размеры выемки грунта.

Материалом для несущего слоя обычно служит щебень фракций 5-20мм 20-40мм. Толщина несущего слоя определяется проектом и составляет 14-70см. Материалом для подстилающего слоя служит мелкий щебень фракций 0-5мм или песок. Толщина подстилающего слоя должна быть 3-6см. Возможно добавление в подстилающий слой цемента.

Для покрытий в середине зданий в подстилающий слой также добавляют цемент и увлажняют.

От того, как выполнено основание под плитку, зависит в конечном итоге долговечность всей конструкции и, самое главное, покрытия из плитки.

В большинстве случаев, исходя из заданных условий, конструкция дорожной одежды и основания может быть определена проектными организациями.

Рекомендации крупного завода-изготовителя по укладке тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки

1. Выбор тротуарной плитки

Для правильного выбора тротуарной плитки нужно:

    Шаг первый – определиться с функциональным назначением покрытия и определить нагрузки, которые оно будет нести; Шаг второй – подобрать необходимую толщину тротуарной плитки.

    для садово-парковых дорожек, тротуаров, придомовой территории, где исключена возможность заезда автотранспорта – толщина покрытия должна быть 4 см и более; для покрытия, где возможен заезд легкового автотранспорта – толщина покрытия должна быть 6 см и более; для покрытия с интенсивным движением транспорта, в том числе грузового
    (парковки, внутриквартальные проезды, грузовые терминалы), – толщина покрытия должна быть 8 см и более.

Чтобы покрытие было сдвигоустойчивое, рекомендуется:

    выбирать формы тротуарной плитки со специальной криволинейной формой (двойное Т, волна, соты); при использовании стандартных камней (кирпич, квадрат) укладку необходимо проводить с перевязкой рядов (ёлочка, сдвиг рядов);
    – шов тротуарной плитки не должен быть направлен параллельно движению транспорта (направление швов должно быть под углом 45° к направлению движения).

И еще: выбор тротуарной плитки зависит от эстетических предпочтений заказчика, и насколько гармонично будет смотреться выбранная плитка на конкретном участке.

2. Выбор необходимых слоев основания

Для правильного выбора необходимых слоев основания нужно:

    Шаг первый – определить тип грунта на участке и его несущую способность.
    От характеристик грунта зависит объём работ на участке по подготовке основания.
    Точно определить характеристики грунта по его просадочности, текучести, морозному пучению, набуханию и другие важные параметры можно только в лабораторных условиях. Наименьшие затраты по обустройству основания будут при песчаных грунтах, наибольшие – при глинистых.

Для простого экспресс-определения состава грунта на участке можно воспользоваться данной таблицей:

Велосипедная дорожка, периодический проезд легкового авто

Дороги в промзонах с движением грузовых автомобилей

Технология мощения гранитной брусчаткой

Каким должно быть основание?

Тип основания зависит от укладываемой брусчатки. Если брусчатка полнопиленная (смотрите типы брусчатки в этой статье) и имеет небольшую толщину (до 50 мм), то укладка ведется на подготовленное бетонное основание. Мощение производится с применением клея для наружных работ.

Для брусчатки колотой или состаренной готовится «подушка» из ПГС, а укладка производится на цементно-песчаную смесь. Готовить под колотую брусчатку твердое основание из бетона не имеет смысла из-за достаточной хорошей толщины данной брусчатки, дороговизны самого бетона, а также по технологической причине, связанной с лучшим отведением влаги именно на песчаных основаниях.

При необходимости обеспечить водонепроницаемость гранитного покрытия используйте соответствующие смеси для укладки и затирки швов. Подобные составы есть, например, у компании “Quick-mix”.

Подготовка основания

Первые шаги по подготовке как бетонного основания, так и песчаного одинаковы.

Читайте также:  Что такое летняя кухня по строительным нормам

1) Выполнить планировку площадки, всех стоков. Определиться с направлением уклона площадки (как правило, поперечного), который должен составлять 5-10 см на 1 м ширины покрытия.

Подстилающие слои тоже готовятся с уклоном.

2) Снять растительный слой грунта на глубину 20-30 см, сведя поверхность к одной плоскости. На данном этапе устанавливаются бордюры.

3) Засыпать слой песка – 15 см. С помощью песка избавляются от неровностей. Утрамбовать. Утрамбовку производить с помощью виброплит. О правильном их выборе – в конце статьи.

4) Следующий слой – комбинированный: гравий 20-40 мм – толщиной 10 см. И сверху сыпем гравий 10-20 мм слоем 5 см. Утрамбуем.

Укладка брусчатки

Для песчаного основания порядок мощения будет выглядеть так:

5) Последний, верхний слой – цементно-песчаная смесь. Засыпаем в отношении 1:3 (для цемента марки 500), где 1 часть – это цемент, 3 части – песок. Это соотношение позволяет использовать замощённую площадку под автостоянку. Минимальное соотношение – 1:10 – позволяет использовать ее только для пешеходных нагрузок.

Этот слой не трамбуется – в него укладывается сама брусчатка с помощью металлического молотка. Мощение следует начинать с укладки краевых рядов с обеих сторон площадки. Укладку краевых рядов следует производить с опережением на 0,7-1 м (пункт 7.27 СНиП 3.06.03 – 85).

При продольном уклоне свыше 10% мощение надо вести снизу вверх.

Брусчатку необходимо выстилать рядами, перпендикулярными оси дороги. Швы между брусчаткой необходимо смещать не менее чем на 1/3 длины бруска. Ширина швов должна быть не более 10 мм (пункт 7.31 СНиП 3.06.03 – 85).

Правильно рассчитайте высоту слоя из ЦПС (обычно 5 см) – при укладке брусчатка должна «уйти» в слой на 1/3 своей толщины.

Для соблюдения линий и высоты нужно натягивать нить.

6) После того, как брусчатка уложена, нужно затереть швы. Заполнение швов проводится той же ЦПС, которую надо насыпать на поверхность камня и распределить по швам с помощью щетки. Излишки ЦПС смести.

7) Обильно проливаем уложенную поверхность водой. Повторяем в течение нескольких дней.

Для бетонного основания порядок укладки после подготовки песчано-гравийной подушки таков:

5) На гравий укладывается дорожная сетка. Поверх сетки заливается бетон толщиной 10-12 см так, чтобы сетка оказалась внутри нижней части бетонного слоя.

Если площадка готовится под автотранспорт, то под дорожную сетку укладывается арматурная. В этом случае в нижней части будет арматурная сетка, в верхней части бетонного слоя – дорожная сетка.

6) На бетон укладывается слой плиточного клея толщиной 2-4 см, на который и ведется укладка брусчатки. Рекомендации данные для укладки на песчаное основание применимы и здесь.

Относительно выбора виброплит можем посоветовать следующее: если толщина трамбуемого слоя не превышает 6 см, то подходит виброплита с рабочей массой 130 кг и центробежной силой 18-20 кН. При толщине 8-10 см – 170-200 кг и 20-30 кН. И, наконец, виброплиты с рабочей массой 200-600 кг и центробежной силой 30-60 кН подойдут для более толстых слоев.

Отдельно отметим необходимость использования геоткани (геотекстиля). Ее использование вовсе необязательно, но крайне желательно. Геоткань укладывается между слоями, решая несколько задач:

1. Подушка из песка и гравия «не гуляет» и не проваливается. Что особенно важно на пучинистых почвах. Слои песка и гравия не перемешиваются между собой.

2. Геоткань не дает прорастать траве.

3. Учитывая эти факторы, а также то, что геоткань пропускает воду, специалисты отмечают усиление грунта при использовании геотекстиля.

Напоследок, дадим вам схемы укладки гранитной брусчатки. А также схемы устройства оснований в зависимости от типа нагрузок и вида укладываемого материала.

Оцените статью
Добавить комментарий