Нормы расхода щебня на расклинцовку

Нормы расхода щебня на расклинцовку

Что такое расклинцовка щебня?

Расклинцовка щебенки представляет собой строительную технологию, направленную на получение горизонтального полотна с максимальной степенью плотности, без пустот и подвижек отдельных фракций. Она используется прежде всего при возведении дорог и покрытий с высокой пропускной способностью, подготовке оснований под высотные здания и промышленные объекты, закладке взлетных полос и изготовлении других ответственных конструкций из ж/б. Качество трамбовки определяет их надежность и долговечность, для выполнения этих работ задействуется специальная техника.

Технология расклинцовки, свойства и характеристики получаемой подушки

Суть метода заключается в заполнении слоя продуктов дробления гранита или гравия с размером частиц от 40 мм и выше более мелкими с целью улучшения его эксплуатационных характеристик. Расклинивание крупнофракционного щебня проводится с помощью дорожных катков или виброплит, число проходов зависит от плотности материала и требуемой степени уплотнения. Этот процесс выполняется поэтапно, на подготовительном особое внимание уделяется грунту, при высоком риске смещения или морозного пучения его застилают геотекстилем. Под будущим слоем засыпается и трамбуется 10 см песка.

Основу покрытия составляет щебень фракции 40-70 или 70-120, первый вариант чаще используется в частном строительстве, второй – в дорожном. Объем и размеры зерен для второго подбирают исходя из норм проекта, самые мелкие (5-10 мм) трамбуются последними. Работы ведут до получения ровной и неподвижной поверхности, к обязательным условиям этой технологии относят проверку качества уплотнения и смачивания слоев водой с целью снижения воздействий сил трения. В дорожном строительстве они заканчиваются укладкой асфальта, в частном – засыпкой тонкого слоя песка для защиты от загрязнения.

Получаемая основа характеризуется высокой плотностью, ударопрочностью, устойчивостью к весовым и динамическим нагрузкам, промерзанию и температурным перепадам. К ее однозначным эксплуатационным преимуществам относят независимость от погоды при проведении укладки или ремонта. В правильно выполненном покрытии отсутствуют подвижки, а степень уплотнения достигает максимального значения.

Визуальная проверка характеристик полотна, прошедшего расклинцовку, невозможна, для определения его параметров требуются динамические плотномеры. При необходимости на одном участке проводится до трех проходов катком с применением все более мелких фракций (но лишь при условии использования щебенки с маркой прочности выше М600).

Стоимость расклинцовки

Нормы расходования зависят от фракций:

Размер фракций нижнего слоя, ммРасход на 1 тыс.м2, м3 для расклинивания:
5-1010-2020-40
40-701015Не применяется
70-1201010

Ориентировочные расценки на сыпучие материалы с учетом размера их зерен:

Тип заполнителяФракции, ммМинимальная цена за 1 м3, рубли
Гранит5-103700
5-203300
20-403150
40-703070
70-1203500
Гравий5-202970
20-402850

Средняя стоимость услуг при использовании заполнителя заказчика составляет 600 рублей/м2, в стандартный перечень входит засыпка и выравнивание катками крупных фракций (40-70 или 70-120) и трамбовка более мелких зерен (от 20-40 до 5-10). На величину расценок оказывает влияние удаленность закладываемого полотна или фундамента от основных магистралей, их общая протяженность или площадь, сложность участка и потребность в усилении грунта, планируемые нагрузки и климатические условия ведения работ. Значительная доля затрат приходится на гравий и щебень, при необходимости расклинивания трудноукладываемых разновидностей материал рекомендуется пропитать битумом или аналогичным органическим вяжущим, ориентировочный расход эмульсий на 1 м2 – 2,5-4 л.

Технология расклинцовки щебенки

Автолюбители знают, как приятно ездить по прямой трассе, когда не мешают ни ямки, ни кочки. Прочность и стойкость к механическим нагрузкам обеспечивает дорожному полотну своеобразная подушка из щебенки. Чтобы правильно утрамбовать сыпучий материал, специалисты пользуются расклинцовкой.

Верхний слой покрытия (асфальт или бетон) не может обеспечить достаточную прочность дорожному полотну. Незыблемой опорой служит камень, который уплотняет грунт и исключает подвижность. Но обычная укладка в любом случае оставляет свободные зазоры между зернами. Создать целостную основу позволяет расклинцовка, которая предусматривает использование различных фракций гравия.

Читайте также:  Норма отступа от соседей при строительстве дома

Применение технологии не ограничивается дорожными работами. Ей активно пользуются в других областях:

  • изготовление конструкций из железобетона;
  • заливка фундамента для многоэтажных зданий;
  • строительство взлетно-посадочных полос на аэродромах.

Невозможно плотно засыпать щебеночные смеси одинаковой фракции, поэтому для расклинцовки подбирают зерна различного размера, а работу проводят в три этапа:

  • подготовительный;
  • непосредственная укладка;
  • проверка.

Начинают с подготовки участка: сначала убирают верхний слой грунта, утрамбовывают оставшуюся почву. В некоторых случаях может потребоваться рытье траншеи или котлована. Затем обустраивают слой гидроизоляции, чтобы защитить щебенку от разрушительного взаимодействия с влагой. Изоляцию, обычно используют геотекстиль, выкладывают на протяжении всей зоны дорожного покрытия. Сверху укладывают песчаную подушку, чтобы создать хороший дренаж основания. Толщина слоя закладывается согласно проектной документации (от 20 до 50 см).

Достичь наибольшей плотности гравийной основы помогают специальные дорожные катки, а также обработка зерен вяжущим органическим составом.

Распределение расклинивающего щебня проводят в 3 этапа:

  1. Крупные камни свыше 70 мм очень редко используются при дорожных работах. Обычно для первого слоя применяют щебень фр. 20-40 и 40-70. Его тщательно утрамбовывают, а сверху засыпают отходами кирпича или заливают бетоном.
  2. Средний пласт толщиной 20 см формируется из фракции 20-40. Сверху по гравию несколько раз проходятся строительным катком. Чтобы устранить нагревание при трении, камешки поливают водой.
  3. Заключительный слой укладывают с помощью 5-20 мм.

Определить визуально качество проведенных работ не под силу даже опытному специалисту. Поэтому расклинцовку проверяют с помощью специального прибора, принцип действия которого базируется на динамическом зондировании. Устройство наносит несколько ударов, чтобы зафиксировать уровень усадки. Только убедившись, что щебенка утрамбована добротно, можно продолжать процесс.

Технические требования к гравию, который используется в строительстве, регламентируются ГОСТом 8267-93. Расход расклинивающих фракций щебня на 1000 м2 изменяется в зависимости от размера зерен:

  • основание из камней 40-70 потребует щебенки 10-20 — 15 м3, 5-10 — 10 м3;
  • к базе из зерен 70-120 добавляют по 10 м3 гравия 20-40, 10-20 и 5-10.

В среднюю стоимость услуг закладываются цены на:

  • засыпку гравия;
  • выравнивание катками крупных фракций;
  • утрамбовку мелких зерен.

Это основные пункты, которые обязательно присутствуют в смете. Но существуют дополнительные расходы, которые существенно влияют на величину расценки: удаленность участка от магистрали, климатические условия, сложность грунта, общая протяженность дороги. Значительное влияние на окончательную стоимость оказывает количество щебня, необходимого для строительных работ.

Что представляет собой расклинцовка щебенки?

В любых строительных работах требуется сооружение качественной основы. Для надежного фундамента необходимо сделать подушку из щебня, что значительно повысит коэффициент плотности и прочности. Чтобы обеспечить устойчивость к серьезным нагрузкам, важно знать, что такое расклинцовка. Также гравий используется при строительстве автодорожного полотна, взлетных полос, насыпей, мостов. Чем лучше утрамбован щебень, тем качественнее уложится на него асфальтное покрытие или фундаментный раствор.

Главные понятия и технология

Суть заключается в том, что при укладке заполняют образующиеся пустоты путем засыпания фракций нескольких размеров, что придает основанию большую прочность. Процесс производится согласно следующей последовательности действий:

1. Срезают верхний слой почвы, при необходимости роют котлован. Грунт уплотняют, для гидроизоляции дно выкладывают геотекстилем.

2. Обустраивают песчаную подушку для улучшения дренажных свойств. Слой составляет от 20 до 50 см.

3. На первом этапе используют щебень фракции 40-70, реже – 70-120 мм, (что больше применимо для дорожных работ). Посредством утрамбовки специальными механизмами гравий уплотняют. Сверху укладывают сетку или отходы кирпича, бетона.

4. Для следующего подхода требуется материал фракцией 20-40, слой составляет 20 см. Подушку трамбуют с помощью катка или виброплиты не менее 5-6 раз. При этом после каждого действия основание поливают водой, чтобы избежать перегрева при трении зерен.

5. Производят выравнивание согласно заданным параметрам. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм) и укладывают тонким слоем.

Читайте также:  Норма кратности воздухообмена в жилых помещениях

6. При использовании трудноуплотняемого щебня его обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3-4 л/м2.

7. Окончание утрамбовки определяют по прекращению волны перед воздействием на подушку и отсутствием заметной на глаз осадки и подвижности. Полученное основание засыпают песком, чтобы не допустить загрязнения. Для проверки качества используют специальный прибор, определяющий степень усадки посредством динамического зондирования.

8. В зависимости от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ, варьируется количество расклинцовок: от одной до трех максимально.

В строительстве имеются определенные стандарты расхода гравия. На 1000 м2 основания требуется 15 м3 засыпки щебня 20-40, 10 м3 – 10-20 и столько же самого мелкого камня. Если применяется материал с прочностным показателем менее 600, технологию проводят в один этап. Для нормы расхода существуют свои правила, обусловленные количеством и качеством гравия. При этом, чем больше разбег между крайними цифрами в градации, тем ниже цена:

Размер основной фракцииПараметры расклинцовочного материалаРасход (м3) на 1000м2Стоимость 1000 кг гравия, рубли
40-7020-40104 000 – 6 000
10-20155 000 – 6 000
5-10105 000 – 7 000
70-12020-40103 000 – 4 000

Для создания прочного и долговечного основания в строительстве дорог, возведении фундаментов требуется особая технология – расклинцовка щебня, которая предназначена для выдерживания больших нагрузок на покрытие. Средняя цена работы по Москве составляет 500 – 600 рублей за квадратный метр, при этом необходимо учитывать доставку и стоимость разных фракций.

О расклинцовке щебня

Основная характеристика эффективного дорожного покрытия — высокая восприимчивость к непрекращающимуся прессингу. Чтобы трасса прослужила долго, щебеночная подушка должна быть плотной и упругой. С этой целью создана специальная технология укладки сыпучего материала, под названием расклинцовка щебня. Подробно об этой методике в статье.

Что такое расклинцовка щебня

Чтобы обеспечить прочность дорожного покрытия, недостаточно верхних слоев из асфальта и железобетона. Необходима хорошая основа. Ее укладывают таким образом, чтобы избежать образование пустот. Обычным способом это сделать нет возможности, так как отдельные частички гравия имеют разную конфигурацию.

Расклинцовка щебня — это процедура, созданная для устранения пустот между отдельными зернышками. Благодаря этой технике, частички укладываются в прочную, ровную подушку. С введением в действие «Санитарных норм и правил» (СНИП), эта процедура стала обязательной.

ГОСТ регулирует, какие фракции щебня подходят для клинцовки гравия другого диаметра. Основными считают фракции 40–80 и 80–120 мм. В качестве расклинивающего гравия, разрешают использовать камни диаметром 5–10 или 10–20 мм. Процент в расклинцовке материала, размером более 10 мм, составляет до 15%.

Последовательные этапы расклинцовки

Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем. А саму процедуру расклинцовки основания щебнем проводят в 3 этапа:

  • подготовительный;
  • собственно укладка;
  • проверка.

Для достижения прочности дороги, одной расклинцовки недостаточно. Иногда делают процедуру 2–3 раза. Играют роль требования, которые предъявляют к устойчивости дорожного покрытия.

Подготовительная стадия

Прежде чем утрамбовать разнородные частицы, осуществляют подготовку грунта, на котором предполагается укладка гравия. Верхний слой почвы удаляют, при необходимости роют котлован. Делают уплотнение грунта.

Для предотвращения воздействия влаги на гравий, проводят гидроизоляцию. В этих целях используют специальный материал геотекстиль, который равномерно распределяют по локации будущей дороги.

После гидроизоляции, укладывают песчаную подушку. Ее толщина определяется еще на этапе проектирования дорожного покрытия. Она варьируется от 0,5 до 20 см.

Иногда гравий перед укладкой обрабатывают вяжущим веществом. На 1м2 дорожного полотна используют от 2 до 4 литров вещества.

Основные работы

После проведения подготовительных работ, переходят собственно к клинцеванию. Эта стадия самая трудоемкая, поэтому распределяется еще на 3 последовательных этапа.

В самом начале укладывают крупнофракционный гравий. Его диаметр варьируется от 20 до 70 мм. Реже используют большие частицы размером 80–120 мм. Слой щебня утрамбовывают. Сверху наносят бетон или сетку. Иногда используют кирпичные остатки.

Второй этап — укладка камней среднего диаметра. Их размеры составляют от 20 до 40 мм. Для выкладывания необходимо специальное устройство для расклинцовки щебня — виброплита.

Читайте также:  Газовый котел в подвале частного дома нормы

Операцию повторяют 5 раз, после каждой процедуры поливая камни водой. Этот прием предупреждает перегрев щебня. В итоге толщина слоя равна 20 см.

Чтобы полностью расклинить щебень, в конце выкладывают тонкий слой мелких камешков, диаметром 5–20 мм. То есть самый маленький гравий располагают сверху.

Для уплотнения материала по способу заклинки, на каждом этапе используют 16 тонные катки. Также можно брать прицепные на 6 тонн или гладковальцовые на 10. Ими обрабатывают камни от 30 и более раз.

Стадия проверки

Зрительно невозможно оценить прочность и качество дорожного покрытия. Для этого используется устройство, принцип работы которого основан на зондировании. Прибор наносит ряд ударов, позволяющих определить эффективность утрамбовывания. Если погрешностей не обнаружено, можно накатывать следующий слой.

Коэффициент уплотнения при расклинцовке

Основной показатель при проведении операции — коэффициент уплотнения (КУ). Продавец указывает его на упаковке щебня. КУ нужен для закупки правильного количества сырья, определения степени усадки. Массу необходимого щебня рассчитывают, перемножив между собой 3 величины: коэффициент укладки, удельный вес и объемы.

Чтобы понять приблизительный расход материала на площадь дорожного покрытия, пользуются таблицами. В ней указан диаметр щебня и объем, который тратится на 1000 м3 автострады.

Стоимость расклинцовки

Можно рассчитать примерную цену строительной технологии самостоятельно, зная расценки щебня и его расход на 1000 м3. На основе этого составляется смета.Средняя стоимость в столице РФ составляет 600 рублей на 1м2, но это без учета доставки и разницы в цене на отдельные фракции.

Стоимость 1 тонны гравия варьируется от 3 000 до 7 000 рублей. Дешевле всего крупный камень диаметром от 70 мм, среднедисперсный дороже.

Акт на расклинцовку щебня

Перед проведением операции, готовятся документы. Одним из них является акт на расклинцовку щебня.В нем указывают такие данные:

  • этапы проведения работ;
  • операции, которые контролируют на каждом шаге;
  • метод, с помощью которого осуществляется контроль;
  • необходимая документация.

В акте также указывают инструментарий, отмечают ответственных за операционный и приемочный контроль.

Заключение

Расклинцовка гранитного материала — важная процедура в дорожно-транспортных работах. Помимо правильной техники, нужно обращать внимание на время укладки материала. Оптимальным считают период за 2 недели до осенних дождей. Тогда можно рассчитывать на хороший результат работ.

Расклинцовка щебня — расход расклинивающих фракций щебня

Щебенка служит основанием для автодорожного полотна, взлетных полос, мостов. Каждый день готовая трасса будет испытывать колоссальные нагрузки. Чтобы она не разрушилась преждевременно, основание должно быть крайне прочным. Для максимального уплотнения дорожного основания применяют технологию расклинцовки — используют одновременно щебень различных фракций.

Расклинцовка щебня — это процесс трамбовки различных фракций щебня в слой однородной плотности.

Эта операция заключается в том, что слой щебня крупной фракции смешивается со щебнем мелких фракций, который заполняет пустоты между зернами. В результате можно достичь максимальной общей плотности.

Расход расклинивающих фракций щебня 40-70 и 70-120мм смотрите в таблице:

Этапы укладки дорожного основания

Укладка дорожного основания с расклинцовкой происходит в несколько этапов (если используется щебень с прочностью более 600).

Сначала на необходимую площадь засыпается щебень крупных фракций (как правило, это 40-70 мм). Его тщательно укатывают тяжелыми катками.

После этого начинается сама расклинцовка. Заклинивающий щебень засыпают поступательно: от большей фракции (20-40 мм) к меньшей (5-10 мм). Затем вновь укатывают. При этом происходит трение зерен, что приводит к повышению температуры. Чтобы избежать перегрева, насыпь необходимо время от времени поливать водой.

Всего может быть произведено до трех расклинцовок на один участок дороги.

В дорожном строительстве имеются стандарты расходования щебня тех или иных фракций. Показатели рассчитаны на 1000 м2 заранее уплотненного основания. Это очень полезно для тех, кому нужно купить щебень — можно заранее узнать количество необходимых материалов.

Кроме того, расклинцовку практикуют и в иных строительных областях, к примеру — при возведении железобетонных конструкций. Узнайте про способы мойки щебня. По этой ссылке вы узнаете для чего нужна теплопроводность щебня. А здесь можно почитать про порфиритовый щебень.

Оцените статью
Добавить комментарий