Нормы размещения контейнерных площадок во дворах

Содержание

Нормы размещения контейнерных площадок во дворах

Контейнерные площадки для мусора возле жилых домов — правила установки и требования по СанПиН

Неотъемлемый элемент жилой застройки — контейнерная площадка для мусора, размеры и нормы установки которой строго регламентированы. Жёсткие требования установлены не только к самим мусорным контейнерам, но и к месту их расположения. Оно должно быть достаточно удалено от дома и определённым образом обустроено.

Требования к организации места под мусорные контейнеры

При установке мусорных контейнеров СанПиН полагается применять принятый в 2010 году, 2.1.2.2645-10. Ими регулируется:

  • как часто следует осуществлять вывоз отходов;
  • как выбирается расположение мусорных баков;
  • как следует обустроить специальное место для сбора отходов и подъезд к нему;
  • в каком количестве ставятся мусорные контейнеры;
  • каким должно быть удаление от различных объектов.

Более детальные требования даны в устаревших СанПиН 42-128-4690-88. Ими в основном, и руководствуются. Но только по проблемам, которые не урегулированы новыми правилами, или в случаях, когда нормативные акты не противоречат друг другу.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

При выборе места, где обустраивается специальная зона для сбора и вывоза мусора, необходимо учесть ряд требований:

  • спецтехника должна подъезжать свободно;
  • возвышенная на 100-200 мм ровная заасфальтированная или забетонированная поверхность может иметь минимальный наклон в открытую сторону, откуда подъезжает спецтехника. Это облегчает вывоз мусора;
  • ограждение высотой более 100 см обустроить трёхсторонним;
  • вокруг обустроить зелёную зону из деревьев и/или кустарников;
  • установить баки соответствующих размеров, чтобы обеспечить потребности на определённой территории;
  • на накопительных баках обязательно наличие плотных крышек, чтобы не допустить попадания осадков. Иначе бурно разовьются процессы гниения, что значительно усложнит санитарную обстановку в окрестностях;
  • расстояние до зданий и прочих объектов находится по возможности, в пределах 20-100 метров. При невозможности его соблюсти решение принимается спец. комиссией, созданной по этому поводу;
  • не ставить более пяти контейнеров;
  • вывозить отходы с промежутками не менее одного раза в неделю;
  • обустраивать зону сбора/вывоза отходов нежелательно поблизости от клумб, узких проходов, пешеходных дорожек и автомобильных трасс. Естественно, что соблюдение такого требования зачастую затруднено.

Площадки под ТБО

При установке контейнерной площадки для сбора ТБО (твёрдых бытовых отходов) определяются с её размерами. Исходят при этом из того, сколько жильцов будет обслуживаться. По обыкновению, для небольших контейнерных площадок достаточно пары небольших баков объёмом 0,8 – 1 м 3 . Возможно, что придётся обслуживать территорию, откуда вывозится большое количество мусора. Тогда спецобъект оборудуется прочными и высокими ограждениями и более вместительными контейнерами.

При этом его следует размещать так, чтобы не усложнять подъезда мусоровозам. Возможно оборудовать место сбора мусора запирающимися воротами. Устанавливая крышу, желательно обеспечить циркуляцию воздуха. Для этого ограждение и крыша разделяются зазором.

Даже оставляя вход свободным, желательно предусмотреть меры, обеспечивающие сохранность баков. К сожалению, их довольно часто похищают.

Площадки под ТКО

Соблюдение норм установки мусорных контейнеров крайне важно там, где работает или обслуживается большое количество людей. По соседству с супер- и гипермаркетами, зданиями, используемыми под офисы, всегда нужны площадки, чтобы собирать твёрдые коммунальные отходы (ТКО). Здесь никак не обойтись стандартными контейнерами минимальной вместимости. Поэтому действующие нормы и правила позволяют установку мусоросборников большей вместимости, пятикубовых и восьмикубовых.

Ещё большей вместимости ставят баки в промзоне и на стройках. Там они могут достигать вместимости в 20 м 3 и даже 27 м 3 .

Несмотря на значительную плотность городской застройки, такую площадку нужно отвести на положенную дистанцию от жилых домов.

Ограждение контейнерной площадки для мусора

Должно уделяться внимание ограждению мусорных контейнеров по СанПиН. Когда выполняют обустройство площадки для мусорных контейнеров, то её с трёх сторон должна прикрыть сплошная стена. СНиП уделяет внимание её высоте. Она должна быть не менее 100 см, чтобы закрывать баки. Как правило, для изготовления пользуются профнастилом. Комплект может включать и довольно высокую крышу, чтобы обеспечить свободную циркуляцию воздуха. А также запирающиеся ворота, позволяющие изолировать объект от нежелательного вмешательства.

Расстояние до дома или объекта инфраструктуры

Наибольший интерес жителей вызывает вопрос о расстоянии до мусорных контейнеров. Когда расстояние от мусорных баков до жилого дома невелико, это существенно упрощает вынос мусора. Зато создаёт проблемы с неприятными запахами в жару и прочие, более серьёзные неприятности. Зону сбора бытовых отходов от жилого дома не должно отделять более 100 м, чтобы не создавать неудобств жильцам. И её желательно поместить не со стороны парадного входа. Но и располагать ближе 20 метров не позволяется. Иначе испарения и запахи существенно испортят жизнь жильцам дома.

До многоэтажного строения

В районах многоэтажной застройки контейнерные площадки для мусора могут оборудоваться рядом друг с другом. Главное при этом, чтобы выполнялись требования относительно свободного подъезда спецтехники. Сторона, свободная от непрозрачного, водостойкого и негорючего заграждения, будет в этом случае общей.

Поместят такую зону для утилизации отходов в 20-100 метрах от зданий, сзади или сбоку.

Относительно соседства с автомобильными гаражами предписаний нет. Достаточно наличия пространства для проезда и маневрирования.

Удалённость от садика, школы и детской площадки

В местах, где всегда много детей, наличие мусорных баков становится необходимостью. Однако, чтобы не допустить ухудшения санитарно-гигиенической обстановки, контейнеры располагают не менее, чем в 20 метрах от спортивной или детской площадки.

В детских садах и школах место для сбора мусора располагают там, куда дети не допускаются. Расстояние до него отмеряется от двери чёрного хода, хозблока, мастерских, спортплощадки.

При отсутствии в детском саду хоздвора безопасную дистанцию до мусорных баков измеряют от забора, окружающего площадку для прогулок.

До магазина и общественных учреждений

Для торговых точек санитарные нормы предписывают размещение собственных баков для сбора мусора. Это разумно, так как магазинам вменяется в обязанность отвечать за поддержание чистоты на окружающей территории. Ставят их с тыльной стороны здания, где нет прохода для покупателей.

Не возбраняется устанавливать мусорные контейнеры магазинам и общественным учреждениям по соседству с выставленными контейнерами у жилых домов. Но желательно получить согласие обслуживающей их, управляющей компании. Минимальная удалённость зоны утилизации мусора от общественных зданий и магазинов не может быть менее 20 метров. Однако дистанция не должна оказаться такой, чтобы вызвать затруднения при необходимости избавиться от бытовых отходов.

До частного дома

При установке мусорных контейнеров в частном секторе минимальную 20-метровую дистанцию от жилья выдержать, в большинстве случаев, сложно. Существующие правила установки мусорных контейнеров предлагают принимать в расчёт также:

  • заборы вокруг строений;
  • источники, откуда берут питьевую воду;
  • красную линию, определяющую, где проходит граница территории общего пользования;
  • подземные инженерные сети и коммуникации. Над ними ставить баки запрещено, чтобы не перекрывать доступ и не допустить повреждения;
  • тротуары.

Расстояние в 20 метров отмеряется от стены дома, а от забора (ограждения участка) контейнер может стоять на расстоянии одного метра.

Так как порядок размещения баков для сбора мусора при малоэтажной застройке соблюсти непросто, то приходится собирать комиссию с участием:

  • санитарного врача;
  • представителей коммунальной службы;
  • депутатов и членов органов местного самоуправления.

Минимальное расстояние до жилья решением комиссии может быть сокращено до 9 метров.

В сельской местности и посёлках городского типа

Подобные проблемы установка контейнеров для мусора вызывает в сёлах и посёлках. Решение о выборе места для мусорных контейров принимается сельсоветом или поссоветом. Им приходится принимать во внимание нормативы по размещению мусорных баков с учётом:

  • соблюдения минимального 9-метрового расстояния от электрической подстанции и газового распределительного узла;
  • отдаления от железнодорожной насыпи на 20-метровое расстояние. При этом нужно поставить ограждение и со стороны автотрассы;
  • согласования с природоохранными организациями, если рядом находится лес или природный заповедник.

Места исторической застройки

Зону для сбора мусора в местах, где здания отнесены к памятникам архитектуры и культуры, расположить подальше от домов и мест отдыха непросто. Здания построены плотно, туристов собирается немало, поэтому приходится мусор вывозить почаще и проводить дезинфекцию. Ставить контейнеры позволяется на расстоянии от 9 метров. Его измеряют от брандмауэра – глухой стены здания.

Промышленные предприятия

На промышленных предприятиях и стройках сбором и вывозом мусора занимаются собственники объектов. Им свойственно разделять сбор бытовых и строительных (промышленных) отходов. Для соблюдения санитарных и гигиенических норм:

  • контейнеры под бытовой мусор минимально отделяют от здания;
  • для сбора промышленного (строительного) пользуются баками на колёсах большой ёмкости. Промышленность пользуется контейнерами ёмкостью до 20 м 3 , строители – до 27 м 3 .
Читайте также:  Норма давления воды в пятиэтажном доме

Содержание и обслуживание контейнерных площадок для сбора мусора

Соблюдение требований к контейнерным площадкам для мусора возлагается на управляющую компанию. Для вывоза несменяемых баков или их высвобождения, фирма использует спецтехнику.

При отсутствии необходимой спецтехники УК понадобится подписать соглашение с другой компанией, чтобы та обслуживала установленную под сбор мусора территорию.

Меры безопасности контейнерной площадки

Мало соблюсти санитарно-гигиенические нормы размещения мусорных баков. Угроза существует и с другой стороны – приходится защищать контейнеры от хищения. Для этого управляющие компании:

  • устанавливают видеонаблюдение и сигнализацию;
  • ставят запирающиеся ворота;
  • вводят противоугонные замки;
  • наваривают на баки логотипы или метки. Это сделает металлическую конструкцию бесполезной для сборщиков, ворующих лом;
  • применяют баки, основная часть которых врыта в землю;
  • заключают договора страхования имущества.

Ответственность за нарушения и как их устранить

Для размещения мусорных контейнеров принято руководствоваться нормативами СанПиН. Они изложены достаточно чётко, и определить наличие нарушений не составит труда. Претензии по содержанию площадки в должном порядке предъявляются к управляющим компаниям. Её обязательства зафиксированы в соглашении с собственниками зданий.

Если УК не предпринимает соответствующие меры и/или игнорирует претензии, то приходится обращаться за помощью к компетентным государственным ведомствам:

  • госжилинспекции;
  • Роспотребнадзору;
  • прокуратуре.

Последней инстанцией, призываемой помочь устранить нарушения в сборе и вывозе отходов, становится суд.

УК и её руководителей могут привлечь к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП. Размер штрафов внушителен:

  • должностному лицу придётся заплатить 10 000 – 30 000 рублей;
  • с юридического лица взыщут 100 000 – 250 000 рублей или приостановят его деятельность на срок до трёх месяцев.

Можно также привлечь внимание к проблеме СМИ, депутатов и муниципальных властей.

Заключение

Все понимают необходимость обустраивать зоны для сбора и утилизации мусора в соответствии с правилами. Это позволяет сделать жизнь более комфортной и безопасной. В крупном городе, например, в Москве, выдержать нормы размещения мусорных баков, особенно в новых микрорайонах, значительно проще.

Не всегда удаётся сделать так, чтобы мусорный контейнер поставили хотя бы в 20 метрах от границы участка, занимаемого частным домом. В спорной ситуации создают специальную комиссию, чтобы найти компромиссное решение.

​Что делать, если СанПиН не позволяет разместить мусорную площадку около МКД?

24 Сентябрь 2020

В прошлой статье мы рассказали о том, что ТСЖ и управляющие компании вынуждены организовывать площадки для сбора отходов для обслуживаемых ими домов. Иногда с размещением таких площадок возникают проблемы в виде необходимости соблюдать метраж от домов и других объектов, предусмотренный санитарными нормами.

Размещение площадок для отходов регулируется «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Согласно п. 2.2.3 этих правил, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

Данный документ применяется с 15 августа 2010 года в части, не противоречащей СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (Решение Верховного Суда РФ от 13.12.2011 N ГКПИ11-1881, Определение Верховного Суда РФ от 21.02.2012 N АПЛ12-27). Правило про «исключительные случаи» новым СанПиН не противоречит.

Согласно п. 8.2.5. нового Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Регулирование «исключительных случаев», когда площадки не вписываются в указанные расстояния, остается за старым СанПиН. Также обязательно изучите местные правила благоустройства: там обычно прописывается порядок организации площадок, случаи плотной застройки, порядок согласования и связные с этим вопросы.

Установка вблизи домов без согласования с соответствующими комиссиями грозит новыми неприятностями:

– начиная предписаниями (дела № А44-3255/2014, А21-8169/2015),

– продолжая исками об обязании организовать площадки на положенном расстоянии и демонтировать площадки, установленные вблизи домов без комиссии (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 05.08.2015 по делу N 33-4932/2015, Определение Приморского краевого суда от 29.09.2015 по делу N 33-8782/2015, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 31.07.2018 по делу N 33-9011/2018 и от 14.05.2019 по делу N 33-5153/2019, Апелляционное определение Курганского областного суда от 14.06.2018 по делу N 33-1808/2018),

– заканчивая административной ответственностью (дела № А14-5982/2011, А29-258/2012, Решение Приморского краевого суда от 26.01.2015 по делу N 7-21-45/2015).

При этом суды поддерживают контролирующие органы, указывая на необходимость соблюдения процедур, предусмотренных СанПиН и местными правилами благоустройства о порядке согласования размещения контейнерной площадки на расстояниях меньших, чем предусмотрено санитарными правилами: «возможность установления мусорной площадки на расстоянии менее 20 метров существует при условии установления такого расстояния комиссионно с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача и утверждения акта комиссии администрацией».

Что делать не стоит.

Некоторые УК и ТСЖ пытаются просто согласовать в Роспотребнадзоре площадки, заведомо расположенные в неподходящих местах. Получив отказ, они успокаиваются и считают, что свою обязанность выполнили, а плохой Роспотрбнадзор им отказал, поэтому и спрашивать с них нечего. Однако такая позиция проигрышная, с компании или товарищества все равно спросят организацию площадки, указав на необходимость комиссионного согласования неподходящих для мусорных площадок мест.

Отказы Роспотребнадзора суды признают законными. Например, в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А27-21586/2012 признано обоснованным решение территориального отдела об отказе в согласовании места расположения контейнерной площадки на придомовой территории МКД. В этом деле компания хотела обязать Роспотребнадзор согласовать место расположения площадки.

Суд указал, что поскольку УК обращалась в отдел за согласованием конкретного места размещения контейнерной площадки, на котором в силу требований СанПиН 2.1.7.2790-10 размещение такой площадки не допускается, Территориальный отдел обоснованно отказал в согласовании. При этом отдел самостоятельно не определяет и не предлагает место размещения контейнерных площадок, а лишь согласует предложенный вариант размещения. В связи с этим у Территориального отдела нет обязанности по согласованию места размещения контейнерной площадки по своему усмотрению в отсутствие конкретного предложения такого места управляющей компанией.

Что может помочь.

Одной управляющей компании помогло обращение в органы власти по вопросу создания необходимой комиссии и получение отказа муниципалитета (дело № А60-70727/2018).

Суд признал недействительным предписание Роспотребнадзора в части требований об обеспечении расстояния от контейнерных площадок до нормируемых объектов.

Роспотребнадзор в жалобах ссылался на наличие правила о комиссионном согласовании мест размещения отходов, что компании не выполнила. Однако суд отметил, что компания пыталась выполнить требования СанПин 42-128-4690-88, для чего обращалась в центральный отдел Роспотребнадзора и местную администрацию с просьбой о создании межведомственной комиссии для согласования мест расположения контейнерных площадок по конкретным адресам в соответствии с перечнем контейнерных площадок, требующих согласования места размещения (было направлено 4 письма).

Администрация в ответе на одно обращение написала, что не будет проводиться работа по согласованию мест расположения контейнерных площадок для сбора ТКО на придомовых территориях. Во втором письме она ответила, что администрация планирует в будущем утвердить порядок определения мест размещения контейнерных площадок.

Суд обоснованно посчитал такие ответы отказом в проведениипроцедуры согласования, в связи с чем предписание Роспотребнадзора на момент его выдачи было неисполнимым для управляющей компании.

После согласования площадок вблизи домов мучения управляющих компаний и ТСЖ не кончаются. После этого их начинают мучить жители с жалобами на запах и некрасивый вид из окон. Суды отказывают жителям в удовлетворении их претензий, если близко расположенные площадки организованы по согласованию с комиссией, указанной в СанПиН (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 25.09.2014 по делу N 33-5892/2014, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2016 N 33-12772/2016 по делу N 2-24/2016).

Поэтому не стесняйтесь в своих попытках организовать эту комиссию и согласовать хоть какое-нибудь место для размещения отходов. Мы не знаем, кого сейчас понимать под «квартальным комитетом», упомянутым в СанПиН, но позвать представителя администрации, Роспотребнадзора стоит точно.

Также изучите местные правила благоустройства. Там могут быть свои правила согласования мест для сбора отходов.

О требованиях при размещении контейнерных площадок

О требованиях при размещении контейнерных площадок

Управление Роспотребнадзора по Калининградской области, в связи с многочисленными обращениями по вопросам правомерности размещения контейнерных площадок и их содержания информирует.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в соответствии с федеральными законами – №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», №89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», относится к компетенции органов местного самоуправления.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест организуется в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, которая предусматривает в т.ч. необходимое количество и места размещения контейнерных площадок.

Санитарные требования к размещению контейнерных площадок установлены санитарными правилами СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Согласно данным санитарным правилам, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м и не более 100 м. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов в части размещения контейнерной площадки, данные расстояния могут быть изменены органом местного самоуправления.

Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством, придомовая территория является принадлежностью многоквартирного жилого дома, ее режим регламентируется Жилищным Кодексом РФ. На придомовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются в том числе хозяйственные площадки. Место размещения контейнерной площадки в границах сформированного под многоквартирный дом земельного участка может быть принято на общем собрании собственников жилых помещений.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Нормативно-правовым актом органа местного самоуправления (например, правилами благоустройства муниципального образования) могут быть установлены дополнительные требования.

Читайте также:  Норма выработки каменщика в смену м3

Санитарными правилами установлена ежедневная периодичность вывоза или опорожнения контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора.

Уборка придомовой территории, контейнерной площадки должна проводиться ежедневно. Нормативно-правовым актом органа местного самоуправления могут быть установлены дополнительные требования.

Ответственность за состояние и содержание контейнерной площадки несет хозяйствующий субъект, эксплуатирующий контейнерную площадку (управляющие компании), орган местного самоуправления (в случае оборудования муниципальной контейнерной площади).

В случае неудовлетворительного состояния придомовой территории, несвоевременного вывоза мусора, а также при появлении фактов умышленного замусоривания, установки контейнера вне предусмотренной контейнерной площадки для оперативного принятия мер и предупреждения административного правонарушения в сфере благоустройства следует обращаться в Административно-техническую инспекцию Калининградской области (г. Калининград, Московский пр., 95).

По вопросам ненадлежащего оборудования контейнерной площадки следует обращаться в управляющую компанию (ТСЖ) либо орган местного самоуправления. В случае непринятия действенных мер по оборудованию контейнерной площадки – в Управление Роспотребнадзора по Калининградской области (его территориальные отделы) для принятия мер административного воздействия.

По вопросам размещения контейнерной площадки можно обращаться в управляющую компанию либо орган местного самоуправления, Управление Роспотребнадзора по Калининградской области (его территориальные отделы). В случае несогласия с решением общего собрания собственников многоквартирного дома по размещению контейнерной площадки следует обращаться в суд, подобные ситуации разрешаются исключительно в рамках судебного производства.

Правила обустройства контейнерных площадок для сбора ТКО

С 2020 года в России начинают действовать новые Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039).

Обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления. Они также проводят согласование мест размещение площадок, за которые отвечают другие лица. Кроме этого, сведения по всем действующим контейнерным площадкам накопления ТКО вносятся в специальный реестр.

В субъектах Российской Федерации может быть разработан и утвержден свой порядок накопления твердых коммунальных отходов, включающий раздельное накопление.

Санитарные требования к контейнерным площадкам для мусора

При размещении и содержании контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов необходимо соблюдать санитарные правила, которые регламентированы следующими документами.

Фактически СанПиН 2.1.2.2645-10 дублирует требования советских санитарных правил.

Так, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, но огороженной, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Вокруг них (в радиусе не менее 10 метров) не должно быть зарослей растительности, свалок бытовых и промышленных отходов.

Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (не более 10 по СанПиН 2.1.7.3550-19). Причем по решению специальной комиссии эти требования могут обойти, например, в случаях, когда полностью соблюсти эти требование невозможно.

Вывоз ТКО согласно новым СанПиН 2.1.7.3550-19 в теплое время года должен производиться ежедневно, а в холодное время года, когда температура в течение трех дней опускается ниже 4 градусов тепла, вывоз может производится через 3 дня. Вывоз крупногабаритныз отходов (КГО) должен производиться не реже одного раза в неделю.

Кроме этого, согласно ГОСТ Р 56195-2014 “Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования” контейнеры и площадки под ними должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода).

Требования к содержанию контейнерных площадок для мусора

В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда” организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

  • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;
  • своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
  • организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
  • свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Есть несколько объектов, рядом с которыми не разрешается устанавливать контейнеры для ТБО. Сюда относится проезжая часть, дорожки для пешеходов, арки, газоны и узкие проходы. Если в жилой зоне ведется строительство или ремонт, то по действующим правилам там можно расположить специальный контейнер для сбора строительного мусора.

Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 № 601 утверждён Отраслевой стандарт 22-1643-85 “Мусоросборники и контейнеры металлические для сбора мусора и пищевых отходов. Общие технические условия” (далее – ОСТ 22-1643-85), согласно которому мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке (пункту 2.1).

В силу пункта 2.8 ОСТ 22-1643-85. мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными.

Пункт 2.9 ОСТ 22-1643-85 предусматривает, что крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться. Допускается зазор между крышкой и корпусом – не более 4 мм. Крышки контейнеров должны быть снабжены замками.

Однако в силу положений Федерального закона “О техническом регулировании” требования государственных и отраслевых стандартов носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению. Поэтому допускается установка контейнеров любой конструкции.

Таким образом, на федеральном уровне нет конкретных жестких требований к обустройству контейнерных площадок для мусора.

Должны ли контейнеры обязательно закрываться крышками

Несмотря на то, что ОСТ 22-1643-85 фактически перечисляет рекомендуемые конструкции контейнеров для накопления мусора, некоторые суды посчитали, что отсутствие крышек на контейнерах является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Решение Холмского городского суда (Сахалинская область) от 3 февраля 2020 г. по делу № 2-3247/2016).

Решение суда выглядит странным на фоне того, что в большинстве регионов страны используются простые контейнеры без крышек. С другой стороны, управляющая компания действительно должна следить за санитарным состоянием площадки. Наличие крышки само по себе не обеспечит порядок, если контейнеры переполняются из-за неверно рассчитанного норматива накопления твердых коммунальных отходов.

Кто отвечает за содержание и уборку контейнерных площадок

За организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает орган местного самоуправления (статья 8 Федерального закона № 89-ФЗ). Ответственность распределяется по ранжиру:

  1. Орган местного самоуправления.
  2. Собственник земельного участка.
  3. Управляющая компания.
  4. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2020 года закреплено в п. 148(12) постановления Правительства РФ № 354 и п. 2 постановления Правительства РФ № 1156. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО при перемещения их в мусоровоз в соответствии с пунктом 90 “Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484.

Организация, которая управляет многоквартирным домом (МКД) отвечает за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26 (1) постановления Правительства РФ № 290). При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

Пунктом 3.7.1 “Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда”, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

  • установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

В зоне индивидуальной жилой застройки решение принимает орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления принимают решение о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования.

Управляющие организации должны убирать контейнерные площадки. По решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.

Кто должен приобретать контейнеры для ТКО

Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами).

Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.

Реестры площадок накопления ТКО

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то – на порталах субъектов РФ.

Какие сведения должны быть предоставлены для внесения в реестр:

  1. Расположение площадки на местности – точный адрес МКД, географические координаты, схема размещения на карте местности.
  2. Сведения о технических характеристиках.
  3. Информация о собственнике места скопления ТКО.
  4. Источники образования ТКО.

Ответственность за нарушения и как их устранить

При ненадлежащем содержании площадок с мусорными баками административно-технической инспекцией фиксируется факт административного нарушения.

С появлением региональных операторов по обращению с ТКО и обновлением правил обустройства площадок для мусорных контейнеров бремя содержания емкостей для ТКО лежит на операторе. Бремя содержания площадки с контейнерами для мусора – на управляющей организации или муниципалитете.

При нарушении правил содержания контейнерной площадки вменяется ст. 6.4 КоАП РФ. В соответствии с ней наказание для должностных лиц составляет до 2 000 рублей, для организаций – до 20 000 рублей. В особых случаях суд может приостановить работу юридического лица на срок до 90 суток.

Читайте также:  Отделка электрощитовой нормы

Выбор типа мусорных контейнеров

Сейчас мало кто обращает внимание на старый отраслевой стандарт ОСТ 22-1643-85. В основном тип контейнера обусловлен сложившей практикой и бюджетом муниципалитета. Тем не менее, следует отметить, что сейчас стала преобладать тенденция обустраивать крытые контейнерные площадки. Несмотря на более высокие затраты, такие площадки обеспечивают гарантированную защиту от осадков и избавляют от необходимости использовать контейнеры с крышками. Контейнеры с крышками были всегда неудобны для пользования, что приводило в конечном счете к демонтажу крышек.

Крытые площадки позволяют использовать любые типы открытых контейнеров: пластмассовые, оцинкованные, традиционные т д.

В некоторых регионах традиционно используют крупногабаритные контейнеры типа ПУХТО. Они используются в комплексе вместе с мусороперегрузочными станциями.

Складирование крупногабаритного мусора допускается в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

В больших городах все чаще устанавливают заглубленные контейнеры для мусора. Такое решение обеспечивает более эстетичный вид накопителя отходов, а также препятствует образованию неприятного запаха.

В заключении следует отметить, что разработанный Роспотребнадзором проект СанПиН 2.1.7. -19 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений”, который должен был заменить устаревшие СанПиН 42-128-4690-88, прошел публичное обсуждение и получил отрицательный отзыв при оценке регулирующего воздействия: “предлагаемое проектом акта правовое регулирование не корреспондирует вышеуказанным поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации”. Вместо этого документа был принят другой СанПиН 2.1.7.3550-19 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований”, но отмены СанПиН 42-128-4690-88 не последовало.

До отмены СанПиН 42-128-4690-88 применяется в части не противоречащей требованиям СанПиН 2.1.7.3550-19 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований” и СанПиН 2.1.2.2645-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях”.

Масленников А.Ю.

Контейнерная площадка для мусора

Грамотно организованная контейнерная площадка для мусора является гарантом того, что территория проживания людей будет всегда содержаться в чистоте и порядке. О том, какой должна быть мусорная площадка, можно узнать из СанПиНа.

Какие требования предъявляет СанПиН к площадкам с контейнерами для мусора?

При обустройстве мест для сбора отходов следует придерживаться 2-х документов СанПиН:

Оба нормативных акта посвящены правилам санитарного обслуживания территорий, населённых людьми. Их требования следует учитывать при проектировании новых жилых массивов.

  • размещение площадок для сбора мусора;
  • установку баков для отбросов;
  • составление графиков вывоза утиля;
  • деятельность управляющих компаний.

Вопросы оплаты нормы СанПиН не освящают. О том, как она осуществляется, можно прочесть в статье 225 КОСГУ.

Расстояния до домов или объектов инфраструктуры

Один из важных вопросов, который учитывают санитарные нормы, — расположение контейнерных площадок, их удалённость от жилых домов и прочих объектов.

Если расстояние от дома небольшое, это упрощает жильцам процесс выноса мусора. Однако возникают другие проблемы – неприятные запахи и насекомые.

Удалённость от жилых объектов должна быть не более 100 м, чтобы людям не пришлось далеко нести отходы. Рекомендуется помещать контейнерные площадки со стороны парадных входов. Минимальная близость к жилому строению не более 20 м.

До многоэтажных построек

Правила размещения допускают расположение сразу 2-х рядом стоящих контейнерных площадок в густонаселённых районах. Должен учитываться интервал до каждой постройки – 20-100 м.

Важно: Главное требование к расположению – обеспечение свободного подъезда специальной техники.

Открытая сторона при совмещении площадок с контейнерами должна быть общей. Баки могут располагаться сбоку или сзади строений.

Нормативы, действующие в 2020 году, не дают никаких предписаний по поводу соседства с гаражами, потому допускается их близость без ущерба проезду спецтехники.

Расположение по отношению к садикам, школам и детским площадкам

Места установки баков для сбора отходов необходимы в районах, где играют, гуляют или учатся дети. Однако близкое расположение мусоросборных устройств ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку. Оптимально располагать контейнеры в 20 и чуть более метрах до спортивной или детской площадки.

В школьных и дошкольных учреждениях дети не должны допускаться в места размещения контейнеров. Объектами для замера расстояний для этих мест служат:

  • спортплощадки;
  • мастерские;
  • хозяйственные блоки;
  • чёрные и основные входы в учебно-воспитательные здания.

Если на территории объекта нет хозяйственной зоны, объектом для определения удалённости служит забор, отделяющий территорию учебно-воспитательного заведения. Расстояние от школы или детсада до контейнерной площадке и в данном случае должно соответствовать нормативам.

Удалённость от магазинов и общественных учреждений

Торговые точки должны располагать собственными средствами для сброса отходов, так как в магазинах образуется большое количество мусора. Также государство обязывает торговые точки поддерживать чистоту на близлежащих территориях. Местами установки мусорных контейнеров служат задние части магазинов, куда не имеют доступа клиенты.

Общественным учреждениям и торговым точкам разрешено оборудовать контейнерные платформы рядом с аналогичными платформами жилых районов. Желательно делать это с согласия управляющих компаний (УК), обслуживающих территорию. Дистанция между объектами для сброса мусора и другими строениями должна быть не менее 20 м.

До частных домов

Правила 20-метровой дистанции сложно соблюдать в частных секторах. Здесь при оборудовании контейнерных мест следует учитывать расположение:

  • тротуаров;
  • инженерных сетей и коммуникаций (расположение баков над системами категорически запрещено);
  • источников забора питьевой воды;
  • ограждений вокруг построек.

В частном секторе 20 м нужно отмерять от стен домов. От заборов контейнерная зона может располагаться на расстоянии 1 м.

При организации контейнерных участков в частном секторе решение о том, где они будут находиться, принимает комиссия, включающая:

  • представителей коммунального хозяйства;
  • санитарного врача;
  • членов и депутатов местного самоуправления.

Если нет возможности соблюсти традиционные 20 м, принимается решение о расположении на расстоянии 9 м от стены ближайшего жилого дома.

В поселках городского типа и сельской местности

С аналогичными проблемами при организации мусоросборников сталкиваются в населенных пунктах небольших размеров – ПГТ и деревнях. Решение о том, где будут оборудоваться контейнерные участки, и на каком расстоянии друг от друга, принимает поссовет либо сельсовет. В расчёт берётся:

  1. Расположение поблизости природных заповедников и лесных зон. В этом случае необходимо получить согласие природоохранных органов.
  2. Близость железнодорожных насыпей. Минимальное расстояние – 20 м. Со стороны автомобильных трасс ставятся ограждения.
  3. Местонахождение газораспределительных узлов и электрических подстанций. Расстояние до них должно быть не более 9 м.

Требования к ограждению

О том, каким должно быть ограждение контейнерной площадки, говорится в СНиПе и СанПиНе:

  • огораживающая стена должна располагаться с 3-х сторон;
  • высота ограждения должна быть не менее 100 см;
  • для вентиляции между стенкой и крышей оставляется зазор;
  • баки должны быть закрыты стеной – располагаться ниже её уровня;
  • наиболее приемлемый материал для ограждения – профнастил;
  • желательно установить запирающиеся ворота и высокую крышу, непрепятствующую циркуляции воздуха.

Выбор баков для мусора

Выбирая тип контейнеров для установки на контейнерной площадке, следует учитывать:

  • график вывоза отходов;
  • плотность населения, проживающего в обслуживаемой зоне.

Оптимальный объём баков-накопителей для установки в жилых кварталах — 0,8 – 1,1 м3. Материалом изготовления может быть как металл, так и прочный пластик. Если район густонаселён, устанавливаются баки не стандартных размеров, а объёмом до 8 м3.

Контейнеры должны иметь крышку, которая плотно прилегает к основанию. Хороший вариант – баки с педалью.

Это интересно: В Европейских странах устанавливают объёмные подземные хранилища для мусора. В России этот вариант посчитали слишком дорогостоящим.

Согласно нормативам коммунальные службы должны устанавливать урны возле всех подъездов жилых домов. Обслуживание их включается в плату за коммуналку.

Как должны содержаться и обслуживаться мусорные контейнерные площадки?

По правилам содержания контейнерных зон, обязанность по их обслуживанию ложится на плечи управляющих компаний. Если у компании нет специальной техники, она должна заключить контракт с организацией, занимающейся уборкой территорий вокруг жилых кварталов.

Отходы на свалку вывозятся одним из 2-х способов:

  • Сборники не сменяются. С помощью спецтехники баки опустошаются и кладутся на прежнее место.
  • Спецтехника забирает контейнер с мусором, а на его место устанавливает другой контейнер, чистый и пустой.

Как проводят санитарную обработку мусоросборников?

Местные органы власти СЭН устанавливают нормы обработки мусорных баков. В жаркий период их следует обрабатывать не реже 1 раза в 10 суток – сразу после вывоза отходов.

Для того чтобы грязная вода не накапливалась, на территории должен быть установлен слив со стоком в ливневую канализацию.

Санитарной обработкой сменяемых баков занимаются специализирующиеся на такой деятельности компании в местах, специально выделенных для таких целей.

Виды контейнерных площадок

Есть 2 вида площадок:

  • под твёрдые коммунальные отходы (ТКО);
  • под твёрдые бытовые отходы (ТБО).

При строительстве каждого вида берётся во внимание количество проживающих вблизи людей. Самые маленькие мусоросборные зоны рассчитаны на 2 контейнера. Самые крупные – на 6.

Площадки под ТКО

Зоны для выбрасывания ТКО располагаются в местах скопления торговых и бизнес объектов. Здесь обустраиваются вместительные платформы, с размещением одного контейнера на 8 м3 или 6 баков стандартных размеров.

Площадки под ТБО

Величина ограждений для выброса бытовых отходов напрямую зависит от нужд людей, проживающих в зоне обслуживания. Здесь могут быть организованы как самые большие площадки, так и самые маленькие.

Меры безопасности

Одной из проблем контейнерных зон является несознательность населения. Нередки случаи, когда металлические баки крадут, чтобы сдать на металлолом. Чтобы избежать подобных ситуаций, коммунальные службы делают следующее:

  • устанавливают ворота, ширина которых служит препятствием для выноса контейнера;
  • устанавливают камеры;
  • монтируют сигнализацию;
  • заказывают специальное оформление баков – логотип службы на одной или нескольких сторонах;
  • устанавливают на мусоросборники замки и вручают ключи водителям специальных машин.

Каждая из мер требует затрат. Однако потери, если ничего не предпринимать, будут значительнее.

Ответственность за нарушения и способы их устранения

Рядовые граждане, если им кажется, что контейнерная площадка неправильно оборудована или содержится в неприемлемом санитарном состоянии, могут самостоятельно изучить нормы СанПиНа и обратиться с претензией в управляющую компанию.

Если УК не реагирует на жалобу и ничего не исправляет, есть другие инстанции, которые могут в принудительном порядке заставить УК привести контейнерную площадку в порядок. Это:

  • Роспотребнадзор;
  • горжилинспекция;
  • прокуратура.

Последний орган, куда следует обращаться, если ничего не меняется, — суд.

Согласно КоАП РФ ст. 6.4 должностные лица, допустившие нарушение, платят штраф в размере 2 000.00 рублей, организации – в размере 20 000.00 рублей.

Заключение

Даже правильно организованная контейнерная площадка является источником неприятных запахов и местом распространения насекомых. Если зона сбора мусора не соответствует нормам и не обслуживается должным образом, она может стать рассадником опасных инфекций.

Оцените статью
Добавить комментарий