Инструменты для облицовки мозаики

Инструменты для облицовки мозаики

Инструменты для мозаики.

Часть инструментов для мозаики имеет общестроительное применение. Но есть в этом ряду, и специфические – те, которые применяются только при укладке мозаики. Начнем по порядку:

Инструменты для мозаики

  1. Миксер для размешивания клея. Для приготовления клея для укладки мозаики такой мощный инструмент ни к чему. Здесь подойдет любая тихоходная дрель. Но дрель миксер “Фиолент” универсальный инструмент. Если поменять насадку и вставить самый малый миксер для раствора, то можно замешивать клей в небольших емкостях. Расход клея для укладки мозаики незначительный и в жаркую погоду сохнет быстрее обычной смеси, поэтому готовить много нет необходимости. Кроме клея в мозаичных работах приходится замешивать эпоксидную затирку для заполнения швов. Просто замешивать такую смесь мастерком, как обычную затирку, грустное занятие.
  2. Турбинка для резки мозаики. Самый оптимальный инструмент для резки мозаики это – DREMEL 3000 – 1/25.Им можно аккуратно резать, не раскалывая стеклянные кусочки мозаики. Но этот инструмент – больше экзотика. С резкой мозаики неплохо справляется “болгарка” малой мощности. При резке нужны только определенные навыки и некоторые хитрости. Круг для резки используется тот же, что и для резки керамики.
  3. Терка с мочалкой. В облицовочных работах она необходима для очистки поверхности в период укладки плитки и затирки швов. Особенно становится важным этот инструмент при мозаичных работах, ведь швов здесь в 90 раз больше чем при облицовке плиткой. Проследить за чистотой всех швов нереально.
  4. Строительный нож. Нож необходим для резки листов мозаики на части по шву. Это обычно бумага или капроновая сетка. Еще ножом удобно наносить клей на небольшие участки или на отдельные частицы.
  5. Валик для обоев. Этот инструмент в мозаичных работах используется для укатывания листов мозаики, вместо общепринятого пришлепывания теркой. В процессе работы, валик нужно постоянно мыть. Клей имеет большую адгезию и быстро засыхает на резиновой поверхности валика. Это приводит к неравномерному укатыванию.
  6. Мягкий паралон. Паралон служит для тех же целей, что терка мочалка, но является завершающим звеном в очистке.
  7. Зубчатый шпатель. Высота зубьев не должна превышать 2 – 3 мм для мозаики толщиной до 3 мм. При большей величине зуба, клей заполняет швы, и процесс укладки мозаики превращается в медитацию.
  8. Мастерок (лопатка, кельма) для набора клея на зубчатый шпатель.

Это перечень самых необходимых инструментов. Помимо этого необходим инструмент для заполнения швов и различные полезные мелочи:

  1. Фломастер или маркер
  2. Угольник
  3. Рулетка
  4. Отбивочный шнур
  5. Водяной уровень
  6. Отвес или пузырьковый уровень

Терка под наждачную бум

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Укладка мозаики. Какие материалы и инструменты нужны для проведения работ

15 апреля 2016 Отделка 4,418 Просмотров

На рынке строительных услуг укладка мозаики оценивается значительно дороже плиточных работ. Говорят, мозаику укладывать сложнее, и эту работу стоит доверить только профессионалу. Но благодаря современным технологиям и доступности материалов попробовать себя в роли мастера и художника сможет каждый.

В строительных супермаркетах чаще всего продается мозаика из стекломассы, керамики или камня. Часто эти материалы сочетаются в одном листе (плитке). Основа, на которой крепится мозаика, тоже может быть разной, например бумажной или сетчатой. Процесс укладки не зависит от вида основы, ведь ее задача — удерживать тестеры (или, как их еще называют, чипы) на одном уровне и обеспечивать свободное проникновение клея.

Материалы и инструменты

Для работы нам понадобятся клей, затирка, крестики и, разумеется, мозаичная плитка. Клей для плитки и мозаики бывает трех видов: на цементной основе, акриловый и эпоксидный.

Плиточный клей на цементной основе подходит преимущественно для бетонных поверхностей. Для мозаики выбирайте плиточный клей белого цвета. Прозрачная или полупрозрачная мозаика может поменять цвет, если использовать клей темных оттенков.

Акриловый клей уже готов к применению. Имеет идеальную консистенцию, белый цвет, легко наносится и равномерно распределяется шпателем по поверхности. Его можно использовать для всех видов поверхностей. Главное, чтобы у основы была способность впитывать: например, плитку на стекло такой клей не приклеит, зато им можно клеить плитку на плитку.

А вот двухкомпонентную эпоксидную затирку можно в некоторых случаях использовать и как клей для плитки или мозаики.

Эпоксидная затирка (клей) обладает исключительными гидроизоляционными свойствами, долговечна и не боится грибков. Обработанная таким клеящим составом основа способна выдерживать резкие перепады температур. У эпоксидного клея (затирки) есть еще один неоспоримый плюс — он приклеит мозаику на абсолютно любую основу. Поэтому эпоксидную затирку чаще используют там, где плитка подвергается перепадам температуры, воздействию бытовых моющих средств и где постоянно влажно. Как правило, это ванная и туалет, кухня или бассейн. После высыхания она абсолютно безвредна: не вступает в реакцию с пищевыми кислотами, выдерживает перепады температуры. Поэтому ею часто декорируют не только кухонные фартуки, но и столешницы на кухне или в ванной комнате.

Укладка плитки мозаики

Основу, которую планируется декорировать мозаикой нужно сначала очистить от пыли и обезжирить, загрунтовать. Она не должна иметь явных неровностей. Хорошо подготовленная поверхность снизит расход клея. По такой поверхности легче равномерно распределять клей шпателем. Если вы будете укладывать плитку в ванной будет полезно знать откуда начинать класть плитку.

Клей готовьте точно по инструкции. Смешайте строительным миксером до однородной массы и дайте постоять, чтобы он «сработал» (1). Клей наносится шпателем, а распределяется по стене зубчатым шпателем. Толщина зубца шпателя должна соответствовать толщине мозаики (2). Бороздки и полоски клея старайтесь делать ровными, без катышков, разрывов и сгустков. Между бороздками должна проглядывать стена. Когда мозаика будет приклеена на такую поверхность, клей равномерно распределится под чипами, и небольшая его часть уйдет в швы между ними, но клей должен заполнить швы меньше чем наполовину.

Прижмите мозаику к клею ровно и сильно: можно простучать ее резиновым шпателем для затирки, чтобы максимально вдавить лист мозаики в клей (3). После того как наклеили всю мозаику, нужно оставить ее сохнуть. Идеальное время для просушки — 48 часов.

Когда мозаика приклеилась к стене, можно приступать к нанесению затирки. При работе с эпоксидной затиркой нужно соблюдать следующие правила: работать в перчатках и быстро, соблюдать пропорции и готовить столько материала, сколько успеете использовать за 40 минут.

Вам понадобятся весы для точного взвешивания компонентов. Кроме того, эпоксидная затирка требует специальных инструментов. Материалы, из которых они сделаны, не вступают в реакцию с компонентами затирки — это специальные шпатель, губка и терка. Смешайте необходимое количество затирки строго но инструкции, например, в нашем случае использована прозрачная затирка с добавлением глиттеров (4). Перемешивать компоненты затирки строительным миксером лучше на низких оборотах: при нагревании процесс затвердевания ускоряется. Затем возьмите небольшое количество затирки на шпатель и небольшими прерывистыми движениями втирайте, вдавливайте затирку в углубления между чипами (5). Как правило, практически вся работа ведется ребром резинового шпателя.

Поставьте шпатель на ребро под углом 45° к швам в верхний угол листа мозаики и счистите излишки материала. Намочите терку в воде: ее нужно немного отжать только для того, чтобы вода не лилась на пол. Терка должна быть очень мокрой. Круговыми движениями трите поверхность мозаики, чтобы лишняя «эпоксидка» словно начала мылиться. Благодаря этому затирка углубляется в шов, а излишки остаются на терке (6). Влажной целлюлозной губкой снимите остатки затирки и влаги с мозаики. Этот процесс также выполняется под углом 45° к швам (7). Оставьте высыхать эпоксидную затирку минимум на сутки (8).

Читайте также:  Облицовка камина терракотовой плиткой

При работе с двухкомпонентной затиркой следует учесть, что после затвердения ее ничем не получится смыть с мозаики. Па плитке и па мозаике она оставляет тонкую пленку. Если такой эффект не устроит вас, воспользуйтесь специальным составом для ее удаления.

Мозаичная плитка: преимущества перед кафелем, советы по выбору и нюансы укладки

Мозаичная плитка выглядит более декоративно и благородно по сравнению с обычным кафелем, поэтому все чаще для отделки кухонного фартука или ванной комнаты выбирают именно мозаику.

Такая плитка легко ложится на любые криволинейные и радиусные поверхности, что позволяет реализовать самые оригинальные дизайнерские идеи.

Мозаика гармонично сочетается с другими отделочными материалами — кафелем, натуральным и искусственным камнем, деревом, металлом. Использование таких комбинаций является одним из самых выигрышных дизайнерских приемов на сегодняшний день.

Современная мозаика выпускается не поштучно, а целыми листами, в которых плитки прочно держатся на гибком сетчатом или бумажном основании. Это существенно облегчает и ускоряет процесс укладки.

Инструменты для укладки мозаики

Для укладки мозаичной плитки понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • клей для укладки;
  • мозаичная плитка;
  • затирка для швов;
  • рулетка, карандаш, строительный уровень;
  • малая болгарка с регулятором хода + диски для камня/керамики, щипцы для подрезки мозаики;
  • емкость для размешивания клея;
  • дрель-миксер;
  • зубчатый (рифлёный) шпатель с ходом зубцов до 5 мм;
  • полутёрок до 30 сантиметров;
  • резиновый шпатель;
  • обычный шпатель;
  • емкость для воды + губка с мягкой и грубой стороной;
  • войлочная или байковая тряпка.

Выбор клея

Укладка мозаики на стену может производиться с использованием разных клеевых составов – их достаточно много и все они хорошо справляются с возложенными на них задачами.

Если разбираться более подробно с применяемыми для мозаики клеями, то их выбор, безусловно, зависит от той поверхности, на которую производится укладка. Если речь идет о штукатурке или гипсокартоне, то здесь выдумывать велосипед не стоит – с такой задачей отлично справляется обыкновенный клей для кафеля. Совсем другое дело, если вы замыслили выполнить укладку мозаики на стену из дерева или пластика – здесь уже понадобится подбирать абсолютно другой клеевой состав.

Мозаичную плитку в ванной лучше клеить на специальный двухкомпонентный клей. Это пишется во всех официальных инструкциях европейских (Испания, Италия) производителей мозаики.

Есть еще один нюанс – мало кто знает, что клей для кафельной плитки бывает белым и серым. Отличие в цвете обуславливается использованием разного типа цемента. Если речь идет об укладке стеклянной мозаики, то лучше использовать клей белого цвета – стандартный серый может придать кубикам стекла не очень хороший оттенок.

В противном случае после полного высыхания плитка может приобрести нежелательный оттенок.

Подготовительные работы

Основная сложность, с которой непосредственно связана укладка мозаики, заключается в наличии качественного основания. Как правило, для того чтобы красиво уложить мозаику на стену или другую поверхность, ее нужно сделать идеально ровной. В отличие от кафельной плитки, этот материал является гибким, и если основание будет неровным, то он просто повторит все формы поверхности.

Как результат, получится кривая и некрасивая поверхность, которую не спасет даже самая качественная мозаика. Именно по этой причине основание должно быть выровнено всеми доступными для вас способами. Умеете штукатурить – пожалуйста! Легко работаете с гипсокартоном? Тоже нормально.

Уже выровненную поверхность необходимо очистить от пыли и хорошенько покрыть грунтовкой. Ни один клей не будет качественно удерживать облицовочный материал на пыльной и быстро впитывающей влагу поверхности.

Если стены были оштукатурены, то наилучшим вариантом перед укладкой плитки мозаики, особенно стеклянной, будет пройтись стартовой шпаклёвкой. Иначе, все чёрные крошки цемента и песка смешаются с клеем и проступят при затирке швов. Так что, лучше будет иметь белое основание в цвет клея, чем после получить чёрные вкрапления.

Предварительная разметка

Прежде чем начать укладывать мозаику, нужно провести предварительную разметку. Это особенно важно, если вы проводите подобные работы впервые. Поначалу составьте эскиз на листке бумаге (своего рода проект). Потом разметку можно перенести на стену. При этом следует обращать внимание на некоторые нюансы:

  • если в комнате имеются наружные углы (короба или откосы) то рисунок стоит начинать от них;
  • если на стене имеется какой-либо декоративный элемент (зеркало или панно), то он также становится приоритетным;
  • старайтесь убрать все возможные подрезки в малоприметные углы (например, угол входной двери).

Перенося разметку на поверхность стены обязательно используйте уровень. Ведь от этого зависит то, насколько хорошо будет смотреться мозаика на стене.

Главным образом необходимо четко нарисовать нижнюю линию, по которой будет выкладываться первый ряд. Если мозаика укладывается на пол, то желательно сделать «сухую» раскладку.

Замешивание и нанесение клея

Консистенция клея должна быть оптимальной (густой деревенской сметаны) для удержания мозаичного модуля на вертикальной поверхности. Клей на стену или пол наносим при помощи обычных шпателей, как будто шпаклюем. Клея наносим ровно на четыре полотна плитки мозаики. После проходим нанесённый клей зубчатым шпателем. Можно снизу-вверх, можно сбоку в бок. Лишний раствор, оставшийся на шпателе, размазываем рядышком на стене.

Если вы выбрали двухкомпонентный клей для приклеивания мозаики, не пытайтесь смешивать его пропорциями. Мешайте сразу всё: и клей, и закрепитель. Разделяя сам клей и загуститель, вы круто рискуете не попасть в нужную консистенцию.

Процесс укладки мозаики

Прежде, чем клеить мозаику на пол и стены, стоит мне немного рассказать о её видах.

Мозаичная плитка делится по видам подложек. Существует плитка мозаика с бумажной подложкой и на сетке. Главное помнить, что плитка мозаика на бумажной основе клеится бумагой к себе, а мозаичную плитку на сетке надо класть этой сеткой на клей.

Клеить мозаику на сетке намного проще, ведь сразу формируется равномерный шов.

Если выбрана так называемая «бумажная» технология, то модули клеятся именно мозаикой, бумага должна быть обращена наружу. Прижимать модуль со стороны бумаги удобно обычным резиновым валиком для клейки обоев.

Если вы умеете монтировать обычный кафель, то вы быстро разберетесь, как укладывать плитку мозаику. Принцип сильно схож, есть только некоторые нюансы.

Промазав клеем на четыре плитки, укладываем первое полотно мозаики. После, слегка прижав его при помощи полутёрка, выставляем в уровень и полутёром тщательно, максимально точно, разглаживаем по стене, так чтобы не сбить выставленный уровень.

Пока вы уложите четвёртый квадрат плитки мозаики, вам понадобится ведро с водой, так как первый квадратик уже отлично пристал, и пора снимать бумагу, на которой крепилась мозаика.

Если у вас с бумагой отвалится несколько мозаик, ничего страшного! Просто промажьте их отдельно клеем и вставьте на место. Ну, просто так бывает!

Так, например, обычный кафель (при укладке на стены) монтируется снизу. Нижний ряд будет являться удерживающим основанием для верхнего. С плитками мозаики так поступать нет необходимости. Они весят мало, поэтому можно начинать монтаж с любого запланированного вами места.

Как правило, вначале выкладывается угол, который попадается на глаза при заходе в ванную или кухню, а после уже от полученного результата по всей стене растягивать полотно мозаики.

Плитка мозаики прислоняется к клеевой массе и слегка прижимается. Тут следует внимательно смотреть за швами. Использовать пластиковые крестики (как в случае с обычным кафелем) вряд ли получится. Все нужно делать «на глаз».

Обратите внимание! Если при монтаже на стены клей не сразу схватывается, то плитка может немного съезжать. В этом случае помогут мелкие гвоздики. Они вставляются в шов и удерживают материал на нужном месте.

Читайте также:  Пеноблок с облицовкой и утеплителем

Как только уложен квадрат, необходимо пройтись по нему пластиковой площадкой с насадкой из эластичного материала. С ее помощью слегка простучите всю отделанную поверхность. При этом ваши действия должны быть в меру сильными и короткими.

Через полчаса после укладки квадрата необходимо убрать выступающие излишки клея. Это делается аккуратно при помощи палочки или кисти с жестким ворсом. Так же для прочистки швов от клея можно использовать маленький шпатель или отвертку.

Затирка швов

К затирке швов нужно приступать спустя сутки после укладки.

Затереть швы рекомендуется двухкомпонентными составами. Предпочтительней приобрести клеящий состав, который имеет противогрибковые свойства.

Для такой работы используется резиновый шпатель. Перед затиркой просмотрите все швы. Удалите из них выступающие остатки клея и мусор. Сама затирка производится мазками в разных направлениях. Последний проход, должен быть перпендикулярен предыдущему.

После нанесения затирки излишки нужно удалить. Если вы используете водостойкий материал, то это производится сразу. Водорастворимой затирке дается минут 10‒15, затем она удаляется влажной тряпкой.

На поверхности мозаики могут выступать остатки затирки, поэтому их следует снять влажной губкой или салфеткой. Когда все подсохло, уложенные модули протираются начисто.

Уход за мозаикой

Чтобы купленная мозаика радовала вас долгие годы за ней нужно правильно ухаживать. Лучше использовать нейтральные моющие средства, рекомендуемые производителями. При чистке сильных загрязнений применяйте моющие средства с низким содержанием кислоты, не забывая обильно промыть водой, подвергшийся обработке участок.

Как сделать укладку мозаики своими руками на стены в кухне

Мозаика выглядит красивее, необычнее и богаче простой кафельной плитки. В этом материале я расскажу, как делается укладка мозаики своими руками на примере стен в кухне.

Быстрая навигация по статье

Материалы и инструменты

Мозаика и зубчатый шпатель 5 мм.

  • Мозаика на сетке;
  • Грунтовка глубокого проникновения и поролоновый валик;
  • Уровень и правило;
  • Шпатели: универсальный 8 см, для штукатурки 45 см, для затирки резиновый, гребёнка с зубцами 3—5 мм для нанесения клея;
  • Дрель с насадкой миксером для замешивания сухих смесей;
  • Маячковые профили 6 мм;
  • Направляющие профили 27х28 мм;
  • Сухие смеси: штукатурка, плиточный клей, затирка;

Резиновые шпатели для затирки.

Подготовка стен

Главный секрет качественной облицовки из мозаики — идеально ровные стены. Плоскость должна быть ровной, без перепадов по горизонтали или вертикали. Лучший способ добиться ровных стен — оштукатурить их по маякам.

Я расскажу о штукатурке вкратце, так как это тема заслуживает отдельной статьи.

  • Стены зачищаются от старой отделки и штукатурки. Снимаем все слои, которые плохо держатся.
  • Если стена получилась слишком гладкой, делаем топором насечки для увеличения адгезии.
  • Грунтуем стены и устанавливаем маяки. Сначала устанавливаются крайние маяки. Они крепятся к стене на гипсовую штукатурку и выставляются по уровню в одной плоскости. Потом между ними натягиваются нитки и выставляются промежуточные маяки. Шаг между ними должен быть меньше ширины правила, то есть для 2-х метрового правила делаем шаг 1,5—1,8 м.

Маяки установлены по уровню в одной плоскости. Насечки на стене для улучшения адгезии.

Укладка мозаики

  • По уровню отмечаем нижний край фартука, по которому пойдёт укладка мозаичной плитки. Прикручиваем по этой линии профиль 27х28 мм. Он будет выполнять поддерживающую функцию, чтобы мозаики не сползала и лежала ровно.

Направляющий профиль прикручиваем по уровню.

Белый цементный клей Церезит и Литокол

Нанесение клея на стену.

Прикладываем лист мозаики и следим за вертикальной и горизонтальной кромкой, чтобы линия была ровной и по уровню. Длинным уровнем смотрим плоскость мозаики. Мне удобнее выравнивать плоскость мозаики прихлопыванием шлифовальным бруском без шкурки. На общий уровень облицовки смотреть почти не приходиться: стены ровные, слой клея везде одинаковый.

Приклеиваем лист сеткой внутрь.

Прижимаем лист и выравниваем плоскость.

  • Крестики вставляются только между листами мозаики через каждые 2—3 элемента.
  • Швы соседних листов должны совпадать и образовывать одну прямую линию.

    Ещё раз смотрим плоскость. Клей позволяет корректировать мозаику ещё 40 минут после укладки.

    После окончания всех работ не забудьте отмыть инструмент от остатков клея. На следующий день можно продолжить работу по затирке швов.
    На видео показано, как класть мозаичную плитку:

    Затирка

    Замешиваем затирку Литокол.

    • Откручиваем профиль от стены и убираем пластиковые крестики.
    • Поролоновой губкой и тёплой водой очищаем облицовку от остатков клея.
    • Разводим затирку по инструкции.
    • Я использую дорогую, но качественную смесь на цементной основе: Litochrome Luxury. Стоит примерно в 2 раза дороже Церезита, около 250 рублей за 2 кг. Продаётся в 35 цветовых вариантах, но для получения идеального оттенка можно смешать несколько цветов или заколеровать смесь.
    • Затирку наношу резиновым шпателем. Когда она немного подсохнет, влажной губкой я удаляю излишки смеси с мозаики. Окончательную очистку от налёта делаю войлочной перчаткой.

    Как затирать мозаику эпоксидной смесью читайте в отдельной статье.

    1. Плиточный клей ЮНИС: выбор, технические характеристики, расход, инструкция
    2. Мозаика для кухни на фартук: делаем укладку своими руками
    3. Как сделать мозаику из битой плитки своими руками

    Инструмент для мозаики

    Вчерашний день пришлось посвятить уборке. Очень нетворческое и скучное занятие, вряд ли я бы стала этим заниматься, если бы не правило: “закончила проект – разложи все по местам!”. И в процессе раскладывания инструмента вдруг вспомнилось, какой была мастерская совсем недавно, сколько неудобств доставляло отсутствие необходимого инструмента и неорганизованность рабочего пространства вокруг. А эти бесконечные вопросы: чем резать и колоть стекло? А камень? Как организовать мастерскую так, чтобы не ходить по “минному полю” из стеклянных осколков? В интернете не было статей о технике мозаики, книжек было крайне мало и они были малоинформативны: фотографий с работами мастера в них больше, чем дельных советов. Нет информации и теперь. Вот и родилась идея этого мастер-класса и последующей серии статей об инструменте художника-мозаичиста и организации его рабочего места.

    Хранение инструмента:

    Кроме основного инструмента, специально сделанного для работы над мозаикой, требуется еще целая уйма обычных вещей: тонкие маркеры разных цветов для разметки стекла, кусачки и плоскогубчики для проволоки, отвертки для ремонта инструмента, оселки для его заточки, ножи, пинцеты, зажимы, линейки, губки, тряпки, щетки, кисти и так далее до бесконечности. На рабочем столе это просто не помещается, вещи начинают бороться за право быть под рукой. Они сталкивают друг друга на пол или оттесняют в дальний угол. Все лежит на столе, но найти ничего не возможно. Простой и быстрый выход из это ситуации – разместить их на стене. Некоторое мужское участие и три полки под инструмент висят над рабочим столом. Весь инструмент теперь видно, можно быстро взять и положить обратно, а оперативный набор из двух-трех предметов может лежать и на столе. Итак, что за инструмент размещен на наших полках?

    Клеи и их составляющие:

    Для того, чтобы сделать по настоящему прочную и качественную мозаику из стекла, керамики или натурального камня, нам понадобится хороший мозаичный клей и качественная затирка. Двухкомпонентные составы – это наилучший выбор по многим причинам. Они не дают усадки при “застывании”, устойчивы к механическим воздействиям и химически активным средам. За последние 60 лет не придумали ничего радикально нового в этой области, а значит мозаичисту придется работать с составами на основе эпоксидных смол. Но эпоксидные смолы и отвердители для двухкомпонентных затирок ядовиты, до тех пока не смешаны и не затвердели. При их хранении и работе с ними нужно соблюдать осторожность! В заводской упаковке от 1-го до 30-и килограмм клея, а для выполнения отдельного фрагмента работы иногда нужно замешать всего 30 грамм основы + 1 грамм отвердителя. Смолы и отвердители удобно хранить и дозировать с помощью медицинских шприцов разного объема. У большинства отвердителей плотность близка к воде и погрешность при их дозировке по объему в малых количествах не велика. Проще говоря, если вам нужен один грамм отвердителя, то выдавить один миллилитр из шприца удобнее и быстрее, чем пипеткой отмерять тот же грамм на аптекарских весах! Содержимое в шприцах разное, но на вид оно совершенно не отличимо. По этому шприцы лучше подписать, сделать это удобно с помощью малярного скотча, на нем хорошо пишет маркер. Подробнее о работе с затирками я уже рассказывала в мастер-классе “Затирка мозаики”.

    Наносить клеевые составы и втирать пигмент в затирки лучше всего небольшими шпателями, их называют мастихины. Нам потребуется набор таких мастихинов разного размера. На фото видны затертые уже инструменты, по их износу понятно, что все они с успехом применяются в работе. Я не стала подробнее останавливаться на этой теме потому, что купить их можно в любом художественном магазине. Художники используют их для работы с густыми масляными красками вместо кистей.

    Пайка каркасов:

    Стекло хорошо сочетается с металлом, это классическое сочетание используется в витражной технологии Тиффани. Витраж это разновидность стеклянной мозаики, по ней написано много статей, этот материал легко найти в книгах и в интернете в открытом доступе. Я не хочу повторять этот материал, однако технологию Тиффани можно применять не только для изготовления витражей. Например, у меня есть мозаичные светильники и светильники стекло-кожа, которые имеют паянный каркас. На эту тему тоже будет отдельный мастер-класс, пока лишь хочу сказать, что паять надо все от тонкой фольги до толстенной проволоки. Для подобных работ нужна специальнаяпаяльная станция – это такой паяльник с регулируемой мощностью. Станция конечно стоит денег, но без нее придется обложится как минимум тремя включенными паяльниками. Я через это прошла, не советую.

    Набор спец. инструмента для художника-мозаичиста:

    Далее пойдет речь о специальном инструменте, единственное назначение которого ломать, колоть и крошить. Конечно, можно ничего не ломать и не колоть, а набрать мозаику из готовых стеклянных квадратиков (модулей). В продаже есть разная стеклянная плитка, есть даже наклеенная на сетку размером 30х30 см, но это не имеет никакого отношения к художественной мозаике. Это могут быть отделочные работы или работы по декорированию предметов интерьера. Нас же интересует мозаика художественная, где мастер выкладывает тонкий узор из мелко-колотого материала. А колоть нам придется материал хоть и хрупкий, но очень твердый: стекло, камень, керамику, керамогранит, керлит и тому подобное. При этом, колоть не как попало, а строго по задумке художника. Колоть так, чтобы получившиеся маленькие кусочки (их называют модули или тессеры) совпали друг с другом максимально точно и образовали сложный рисунок – мозаичное панно. Инструмент мозаичиста не купить в обычном строительном или инструментальном магазине. Его можно найти только в спец. фирмах, занимающихся художественным стеклом и инструментом для его обработки. Кое-что, есть вообще только в зарубежных интернет-магазинах, на пример на ebay.

    Дисковые кусачки для мозаики:

    Дисковые кусачки – один из основных инструментов мозаичиста. Если вы собираетесь делать художественную мозаику из стекла, без этого инструмента вам не обойтись. Их диски сделаны из специального твердого сплава, твердость которого намного больше чем у стекла. Давление на материал происходит с двух сторон одновременно и скол получается строго под прямым углом к поверхности заготовки.

    Дисковые кусачки – уникальный инструмент. Он заслуживает отдельного мастер-класса и будет подробно описан чуть позже. На фото внизу видно, насколько мелкую наколку можно сделать с помощью дисковых кусачек. На монете в одну копейку свободно умещаются 10 стеклянных модулей (тессеров)!

    У меня четыре штуки таких вот кусачек. Пользуюсь всеми, для разных работ разными, одни уже сломались, но все равно продолжат колоть. Сломались, кстати, по невнимательности: болтик одного из дисков раскрутился, крепление диска ослабло и он лопнул на обычном стеклышке. Хотя до этого раскалывал даже керамогранит! Тверже керамогранита я пока ничего не встречала, все остальное инструмент колет как сахар!

    Резка и ломка стекла:

    Чтобы отрезать стекло в оконную раму достаточно купить стеклорез в хозяйственном магазине и найти ровный стол. Кладем стекло на край стола, свешиваем отрезаемую часть, проводим стеклорезом по стеклу вдоль края стола, давим на свешенный край и готово. При определенной сноровке это занимает 5 минут вместе с уборкой рабочего места. При резке художественного стекла напротив – формы чаще криволинейные, а модули мелкие и вырезать один и тот же фрагмент, зачастую, приходится по несколько раз. Для этого нужен специальный инструмент.

    Во-первых нужен хороший масляный стеклорез, а лучше несколько разных с твердосплавными роликами разного размера. Головка у такого стеклореза поворотная, а ролик все время смазывается маслом из корпуса ручки. Без хорошего стеклореза с поворотной головкой о криволинейной резке можно забыть, но дело не только в ней. Качественный ролик способен сделать глубокую и четкую разметку на стекле, это позволит нам отломить от стеклянной пластины полоски, ширина которых равна толщине, даже если лист толщиной в 10 миллиметров! На рисунке снизу нарезка академической смальты сделанная с помощью стеклореза и ломателя. Ломатель – очень важный инструмент, без него не возможно ровно ломать мелкий модуль и тонкие полоски.

    На фото внизу не полный набор ломателей для стекла разного типа и размера. При беглом взгляде они похожи на плоскогубцы и кусачки, но это далеко не так. Тут есть инструмент для ровного раскола по прямой, криволинейных расколов, выкалывания внутреннего профиля, обламывания краев, разлома мелких модулей и прочее.

    Каждый из этих инструментов заслуживает отдельного мастер-класса. В качестве небольшого примера на фото ниже показано как большой ломатель с кривыми щечкамис легкостью разломил по прямой полоску академической смальты. Академическая смальта это цветное стекло в блинах толщиной 10 миллиметров. А ведь цветное стекло это совсем не то, что обычное оконное – оно хрупкое из за присутствия в нем солей металлов и легко крошится. Сломать его по прямой об край стола точно не удастся.

    Работа с керамикой и натуральным камнем:

    Для работы с натуральным камнем, керамикой и керамогранитом нужны мозаичные кусачки, они представлены на фото ниже. На первый взгляд они похожи на обычный инструмент из строительного магазина, но не стоит спешить с выводами. Все не так просто – у этих кусачек режущие грани с твердосплавными напайками, они гораздо тверже любого из материалов с которым нам придется работать и выдержат даже керамогранит толщиной в 12 миллиметров!

    Если же вы решили заняться мозаичным делом всерьез, вам понадобится главный инструмент мозаичного мастера мозаичный молоток или мартеллина и пень с зубилом или тальон. Древним мастерам этот инструмент заменял все выше перечисленные и при этом они кололи мозаику на тессеры размером со спичечную головку!

    Позже будет специальный мастер-класс по мартеллине, в котором я расскажу какие бывают мозаичные молотки и покажу как с их помощью колоть стекло на ровные кубики размером с китайский бисер. К слову, дисковыми кусачками, о которых речь шла выше, ТАКУЮ мелкую наколку сделать не возможно: диски просто не сойдутся на такое маленькое расстояние! Мартеллина и тальон универсальный инструмент мозаичиста, режущие грани которого тоже сделаны из твердых сплавов.

    В заключение хочу сказать – приобретение полного комплекта обойдется в значительную сумму, но весь описанный в этой статье инструмент действительно нужен и активно используется в работе. А при должном уходе и правильном использовании он прослужи вам долгие годы, молоток так вообще – “вечный”. Начните с одного, двух предметов и со временем у вас появится полностью укомплектованная мастерская.

  • Оцените статью
    Добавить комментарий