Облицовка крыльца тротуарной плиткой

Содержание

Облицовка крыльца тротуарной плиткой

Крыльцо из тротуарной плитки

Тот, кто ищет бюджетные варианты отделки элементов собственного дома, должен понимать, что не все строительные материалы дешевого типа могут похвастаться долгосрочной эксплуатацией. И если перед вами стоит задача, облицевать своими руками крыльцо дома, то вам придется отбросить все варианты, связанные с дорогими материалами: камень, керамогранит, клинкерная плитка и даже керамическая. Конечно, если разговор идет об облицовке лестницы, расположенной внутри дома, то именно один из этих видов будет вами использован. Но так как дело касается крыльца, то есть открытой части дома, которая расположена на улице, то можно найти более бюджетную отделку. К примеру, тротуарную плитку.

Технические характеристики тротуарной плитки

Современные тротуарные плитки – это высокая прочность, надежность и достаточно большой ассортимент в плане форм, размеров и цветового оформления. Сегодня производители предлагают мозаичного типа тротуарную плитку, которая состоит из разных по форме элементов, собирающихся в одно мозаичное полотно. Это на самом деле смотрится эффектно. Кстати, ни один другой плиточный материал такой возможности не имеет. Конечно, в виде мозаики можно собрать любые плитки, но не так разнообразно.

Но есть у этого материала один недостаток – это высокий показатель водопоглащения. Изготавливается он из бетонной смеси методом прессования, но пористость материала все же не на самом низком уровне. Расположенные внутри плиток пузырьки воздуха в процессе смены температурного режима (зима-лето) создают внутри тела изделия напряжения, которые со временем разрывают плитку. Сначала она покрывается трещинами, затем откалываются края и уголки, после чего плитка просто разрушается. Конечно, этот процесс длится не один год, обычно тротуарная плитка служит 5-8 лет. Так что есть возможность в течение приличного времени эксплуатировать ее.

При этом не стоит уповать на небольшой срок службы, он по сравнению с другими плиточными материалами очень низкий, к примеру, камень будет служить практически вечно. Но все это компенсирует невысокая цена.

Технология укладки тротуарной плитки на крыльцо

Перед тем как перейти к разбору вопроса, как отделать крыльцо из тротуарной плитки, необходимо отметить, что под эту отделку можно использовать два вида крылечной конструкции.

  • Первый – это полностью бетонное сооружение, заливаемое в опалубку с установкой армирующего каркаса из металлической арматуры (см. фото выше). Прочная и надежная конструкция, но очень дорогая в плане расхода материалов, и трудовых ресурсов.
  • Бордюрная система. Это более простое сооружение, не требующее большого вложения материальных средств. Состоит она из бордюров, которые формируют ступени крыльца. Между этими элементами засыпается песок, на который затем и укладывается тротуарная плитка.

Давайте рассмотрим, как можно своими руками облицевать два варианта крыльца.

В принципе, технология отделки и в том, и в другом случае одинаковая. Просто в первом варианте придется использовать для крепления плиток тонкий слой клеевого состава. Во втором случае, наоборот, толстый слой.

Отделка бетонного крыльца

Начинать облицовку надо сверху, спускаясь вниз. То есть, в первую очередь отделывается верхняя площадка крыльца, после чего ступени. Что касается отделки горизонтальной площадки, то технология установки точно такая же, если разговор шел бы об отделке дорожек.

Начинать надо с края, постепенно передвигаясь к стене дома или к входной его двери. Но перед этим нужно обязательно бетонное основание обработать грунтовкой глубокого проникновения.

Все последующие операции проходят по схеме:

  • Наносится на бетонное основание клеевой раствор слоем 0,5-1,0 см с помощью зубчатого шпателя.
  • Устанавливается плитка на угол в первом ряду.
  • Устанавливается крайняя плитка в первом ряду с противоположной стороны.
  • Оба элемента соединяются между собой длинным правилом или леской. Это горизонтальный уровень, по которому будут укладываться промежуточные тротуарные плитки.
  • При установке всех элементов необходимо два соседних обязательно проверять на горизонтальность монтажа маленьким уровнем.
  • Собирать второй ряд можно без установки правила (см. фото ниже). Просто каждый укладываемый элемент надо проверять с помощью маленького уровня и по собираемому ряду, и по уже собранному.

Облицовка ступеней может проводиться по-разному. Здесь имеется в виду первоначальность укладки того или иного элемента. То есть, сначала могут укладываться плитки по плоскости ступеней, затем по плоскости подступеней. Или, наоборот. В принципе, оба варианта принимаются к производству разными мастерами. Это кто к чему привык.

Отделка бордюрного крыльца

Конструкция бордюрного крыльца достаточно интересна. От плоскости грунта до высот ступеней поднимаются бордюры, которым можно придать практически любую форму, повторяющую форму ступеней и самого крыльца. То есть, это может быть прямоугольная форма, многоугольная, овальная и так далее. При этом высоту каждой отдельной конструкции придется точно устанавливать, не забываем и о расстоянии между ними, которое определит ширину ступени. А так как есть стандартные размеры ступеней крыльца: ширина – 30 см, высота 15 см, то можно с большой точностью определить и размеры самих бордюров.

Что касается подсыпки между ними, то основное требование – это песчаный слой толщиною не меньше 30 см. Все остальное пространство можно засыпать строительным мусором. Главное – весь этот хлам с песком надо хорошо утрамбовать. После чего можно переходить и к процессу облицовки.

Сначала облицовывается нижняя ступень, затем вторая и так далее. Последним элементом будет выступать верхняя площадка.

И в этом случае можно проводить все операции в зависимости от того, какую последовательность вы привыкли исполнять. Но есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание.

  • Облицовка подступеней проводится на тонкий клеевой состав.
  • Облицовка ступеней производится на толстый слой клея (3-5 см).
  • Между элементами горизонтальной и вертикальной отделки необходимо оставлять зазор до 3 мм на наличие линейного расширения материала.
  • Между плитками также оставляется зазор, который впоследствии заполняется песком или сухой цементно-песчаной смесью.

Заключение по теме

Как видите, процесс отделки крыльца тротуарной плиткой не очень сложный. Выбирая именно этот вариант, вы выигрываете по многим позициям: дешевый отделочный материал, производство работ своими руками, подбор изделия по фактуре и расцветки большой. Конечно, тротуарная плитка другим плиточным материалам по некоторым показателям проигрывает, но если вы ищите именно бюджетный вариант, то это именно то, что вам надо. И не стоит спорить даже по этому поводу.

Облицовка крыльца тротуарной плиткой своими руками

Для придания экстерьерам участка и коттеджа полной логической завершенности крыльцо из тротуарной плитки является оптимальным вариантом, если дорожки и парковка декорированы этим же материалом. Ввиду многообразия тротуарной плитки эта облицовка получила название ФЭМ (фигурные элементы мощения), а песчано-цементная смесь для ее укладки – гарцовка или ЦПС (цементно-песчаная смесь), которые будут употребляться в данном руководстве.

Особенности конструкции крыльца

Неотапливаемые пристройки к дому получили название террас. Разновидностями террасы являются:

  • веранда – помещение под крышей, может не иметь уличного входа;
  • беседка – только один уровень, отдельно стоящая на улице конструкция;
  • балкон – терраса в любом уровне с обязательным ограждением, уличного выхода не имеет, площадка закреплена в стене/фундаменте здания консольно;
  • крыльцо – всегда расположено у входной группы, может иметь ступени, ограждения, крышу, как на нижнем фото.

Крыльцо из ФЭМ с элементами ограждения.

Для облицовки пола любой из этих террас может использоваться тротуарная плитка. Однако сложнее всего произвести отделку на крыльце:

  • минимум два сложных узла примыкания – порог и отмостка;
  • мощение своими руками проступей и подступенков лестницы;

Совет! Даже если пристройка изготавливается вместе с основным зданием, эксплуатационные нагрузки у этих конструкций разные. Поэтому рекомендуется не связывать террасы с фундаментом коттеджа жестко (исключение – балкон), необходимо отделять их демпферным слоем, располагать на независимом фундаменте.

Положить тротуарную плиту на площадку и лестничный марш крыльца можно по нескольким технологиям в зависимости от имеющегося бюджета и грунтовых условий в пятне застройки.

Технологии изготовления крыльца из тротуарной плитки

В зависимости от имеющегося бюджета и грунтовых условий основанием ступеней из ФЭМ (фигурных элементов мощения) может служить уплотненный щебень либо бетонная конструкция. Например, если на участке крупный песок, скальный или гравелистый грунт, можно обойтись без заливки бетонного основания.

Читайте также:  Облицовка дома из керамзитобетонных блоков кирпичом

Вариант крыльца по грунту.

На просадочных, влажных, проблемных почвах (торф, песок пылеватый) облицовка элементами ФЭМ в обязательном порядке производится по бетону.

Вариант по бетонной основе.

Технологии отделки своими руками существенно отличаются, каждая будет рассмотрена детально. Однако общими нюансами являются:

  • размер ступеней – наиболее удобны для пользователей параметры: высота (подступенок) 13 – 20 см, глубина (проступь) 24 – 30 см;
  • лицевая поверхность – шероховатая;
  • число ступеней – человеку удобнее заканчивать подъем той же ногой, с которой начиналось движение, поэтому предпочтительнее нечетное количество
  • ограждение – необходимо для марша с 4 и более ступенями.

Оптимальные размеры элементов крыльца.

Совет! Экономичным решением для крыльца считается плитка тротуарная формата 30 х 30 см в силу вышеуказанных причин.

Мощение по бетонному основанию

Перед облицовкой ступеней на улице необходимо залить бетонную конструкцию либо привести своими руками имеющийся ж/б марш в соответствие со следующими требованиями:

  • верхняя ступень – должна быть ниже порожка на толщину плитки вместе с монтажным слоем (5 – 10 мм для плиточного клея, цементно-песчаного раствора, соответственно);
  • схема отделки – вертикальная плитка, приклеиваемая на подступенок, всегда заходит под горизонтальную плитку, уложенную горизонтально на проступь, поэтому глубина бетонной проступи должна быть меньше проектного размера на толщину плитки + слоя плиточного клея, как на фото ниже.

Облицовка подступенка заходит под плитку проступи.

Технология крыльца из ФЭМ состоит и этапов:

Заливка бетонного основания:

  • земляные работы – срезанный плодородный слой используется в ландшафтных работах или на грядках, дно котлована выстилается дорнитом;
  • подстилающий слой – 20 – 40 см слой щебня, уплотненного виброплитой;
  • гидроизоляция – рулонный или пленочный материал, мембрана EPDF;
  • опалубка – габариты согласно размерам тротуарной плитки;

Опалубка для бетонного основания крыльца.

Каркасы для крыльца из арматуры.

Отделка поверхностей возможна после набора двух третей прочности бетоном.

Укладка ФЭМ

  • облицовка подступенков – крепятся на плиточном клее на ребро;
  • отделка косоуров – боковые части крыльца так же оклеиваются плиткой;
  • декорирование проступей – плитка укладывается горизонтально, полностью закрывает торец облицовки подступенка или немного нависает над ним.

Важно! Тротуарная плитка обладает большим весом, если оставить швы в узлах примыкания вертикально и горизонтально расположенных элементов мощения открытыми, облицовка отлетит после первого сезона.

Ступени из бордюрного камня

В классических конструкциях лестниц ступени крепятся к боковым элементам жесткости – тетивам либо косоурам (эти же конструкции можно назвать парапетами). Слабым местом лестничного марша из тротуарной плитки на песке или гарцовке (смесь цементно-песчаная) является отсутствие этих элементов жесткости. Чтобы утрамбовать подстилающий слой и гарцовку внутри каждой ступени, необходимо предварительно создать жесткий каркас для нее:

  • бордюрный камень в качестве подступенка – по аналогии с террасной подпорной стеной заглубляется в грунт минимум на 1/3 от высоты элемента;
  • кирпичная кладка или ступенчатая бетонная лента в качестве косоуров/тетив/парапетов – предотвращает расползание грунта вбок, облицовка наружной поверхности производится плиткой.

Технология отделки выглядит следующим образом:

Изготовление каркаса

  • возведение косоуров (парапетов) – кирпичная кладка толщиной 12 – 25 см;

Кирпичные парапеты для крыльца.

Если лестница подходит к висящему ростверку, то потребуется дополнительная кирпичная стенка в этом узле примыкания. Для плавающей плиты и ленточного фундамента этого делать не нужно, так как торец железобетонного фундамента по умолчанию является одной стенкой пространственного «корыта», в которое засыпается нерудный материал для уплотнения.

Засыпка щебня

Уплотнение каждого 10 – 15 см слоя виброплитой или ручной трамбовкой. Для экономии материала часто используется другая методика:

Каркас, состоящий из боковых парапетов, поребрика нижней ступени и фундамента в задней части крыльца, засыпается непучинистым грунтом наклонно (можно использовать супесь и суглинок). После уплотнения и установки бордюров для каждой ступени поверх грунта выстилается геотекстиль и насыпается 20 см щебня.

Монтажный слой

Элементы ФЭМ (тротуарная плитка) укладываются на чистый песок или гарцовку (цементно-песчаная смесь в пропорции 1/3 – 1/6, соответственно). Толщина слоя составляет:

  • 3 см для гарцовки;
  • 5 – 7 см для песка.

Важно! В последнем случае песок перед укладкой увлажняется из лейки, чтобы повысить качество уплотнения материала виброплитой. Для приготовления гарцовки используется только высушенный песок.

Укладка плитки гарцовку.

Мощение

Технология укладки тротуарной плитки стандартная:

  • вначале каждая проступь заполняется цельной плиткой;
  • затем осуществляется крой кусков для сложных участков.

В отличие от облицовки бетонного крыльца, плитка на проступях не нависает над бордюром, а подходит к его верхней грани заподлицо. Эти вертикальные элементы ступенек монтируются на раствор, имеют высокую прочность и пространственную жесткость.

Заполнение швов

На последнем этапе облицовки ступеней швы между плиткой заполняются кварцевым песком или гарцовкой. Расход материала составляет 3 кг/м 2 в среднем.

Нюансы технологии

Существует специальная тротуарная плитка для ступеней, состоящая из готовых проступей со скругленной передней частью и узких подступенков.

Специальная тротуарная плитка для ступеней.

Для общественных зданий и офисов часто применяется экономичная технология крыльца из ФЭМ:

  • лестница изготавливается из металла (центральный косоур или два по бокам, проступи из уголка без подступенков);
  • плитка приклеивается на раствор, уложенный внутри каркаса из уголка.

Облегченное крыльцо с облицовкой тротуарной плиткой.

Таким образом, существует несколько методов самостоятельного оформления крыльца тротуарной плиткой в зависимости от конструкции фундамента, состава грунта на участке и бюджета отделки.


Совет! Если вам нужны мастера по ремонту, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает.

Крыльцо из тротуарной плитки своими руками — выявляем все нюансы

Наиболее бюджетным помимо деревянного варианта считается крыльцо из тротуарной плитки. Конструкция получается привлекательной и отличается продолжительным сроком эксплуатации.

Особенности конструкции крыльца

Неотапливаемые пристройки к дому получили название террас. Разновидностями террасы являются:

  • веранда – помещение под крышей, может не иметь уличного входа;
  • беседка – только один уровень, отдельно стоящая на улице конструкция;
  • балкон – терраса в любом уровне с обязательным ограждением, уличного выхода не имеет, площадка закреплена в стене/фундаменте здания консольно;
  • крыльцо – всегда расположено у входной группы, может иметь ступени, ограждения, крышу, как на нижнем фото.

Крыльцо из ФЭМ с элементами ограждения.

Для облицовки пола любой из этих террас может использоваться тротуарная плитка. Однако сложнее всего произвести отделку на крыльце:

  • минимум два сложных узла примыкания – порог и отмостка;
  • мощение своими руками проступей и подступенков лестницы;

Совет! Даже если пристройка изготавливается вместе с основным зданием, эксплуатационные нагрузки у этих конструкций разные. Поэтому рекомендуется не связывать террасы с фундаментом коттеджа жестко (исключение – балкон), необходимо отделять их демпферным слоем, располагать на независимом фундаменте.

Положить тротуарную плиту на площадку и лестничный марш крыльца можно по нескольким технологиям в зависимости от имеющегося бюджета и грунтовых условий в пятне застройки.

Стоит ли облицовывать ступени тротуарной плиткой

Выбор материала основан на предпочтениях хозяев загородного участка, общем оформлении фасада жилого дома:

  • под фасады из натурального камня лучше подходит керамогранит, гранит;
  • лучшее решение для отделки лестничных конструкций, которые находятся под постоянной нагрузкой, — клинкерная плитка;
  • для стандартного крыльца загородного дома подойдет тротуарная плитка.

Практичность использования тротуарной плитки:

  1. Простая техника монтажа. Укладку тротуарной плитки можно выполнить своими руками без привлечения опытных строителей.
  2. Доступность материала. Плитку для покрытия тротуаров часто применяют в качестве временного перекрытия строительной площадки, при выполнении ремонтных работ фасадов зданий.
  3. Низкая стоимость по сравнению с дорогим керамогранитом и клинкерными плитами.
  4. Для отделки зоны крыльца можно использовать отходы цементно-песчаной плитки, которая использовалась для покрытия дорожки и площадки, прилегающей к жилому зданию.
  5. Поверхность тротуарного покрытия, в отличие от керамогранита, менее скользкая, не требует специальной посыпки зимой во время гололеда.
  6. Существует возможность подобрать облицовку любого цвета, дополнительно декорированную мозаикой из разноцветного стекла, с флюоресцирующей поверхностью.

Недостатки тротуарной плитки:

  • повышенный износ материала;
  • выкрашивание поверхности под воздействием морозов и переувлажнения.

Но данные проблемы можно предотвратить с помощью специальных пропитывающих составов. При использовании такого покрытия рекомендуется иметь на случай ремонта красящий тонер и металлическую форму для самостоятельного изготовления материала.

Как уложить плитку для тротуаров на лестнице крыльца

При правильном подходе ступени из тротуарной плитки фото по внешнему виду, декоративности, и долговечности практически не уступают облицовке из более дорогостоящих материалов. Достаточно подобрать наиболее подходящий способ укладки и оригинальный рисунок на покрытии.

Для изготовления ступеней на основе тротуарной плитки используют три основных способа укладки материала:

  • Традиционный метод оклейки бетонного каркаса крыльца плиточным материалом, так как это делается для клинкерной и керамогранитной плитки;
  • Выкладывание проступи ступеней тротуарным способом на мягкую подушку из песка и гравийного отсева;
  • Укладка и крепление тротуарного материала на металлическом каркасе лестницы.
Читайте также:  Облицовка печи в парилке

Наиболее подходящий способ изготовления ступеней подбирается, исходя из размеров и схемы крыльца. Для высоких и узких лестничных пролетов лучше всего подойдет стальной каркас.

Широкие крыльцовые лестницы, высотой в две-три ступени, проще всего построить отливкой базового каркаса из бетона и последующей облицовкой тротуарной плиткой. Во всех остальных случаях плиточный материал можно выкладывать на песчано-гравийную подушку.

К сведению! Лестница на основе стального каркаса со ступенями из тротуарной плитки будет стоить примерно в 2,5 раза дешевле остальных вариантов.

По сути, это наиболее подходящий вариант для случаев, когда необходимо пристроить отдельный дополнительный вход в помещение первого этажа многоквартирного дома. При этом не потребуется каких-либо дополнительных согласований с архитектурной инспекцией или управляющей компанией, так как конструкция лестницы не оказывает давления на отмостку или фундамент здания.

Два способа отделать крыльцо тротуарной плиткой

Существует два распространенных способа, как уложить тротуарную плитку на крыльцо. Они совершенно разные, начиная с устройства самого основания.

  • Первый заключается в отделке уже готовой монолитной бетонной конструкции плитками, которые приклеиваются на раствор или клей.
  • Второй предполагает устройство засыпного крыльца с несъемной опалубкой из кирпича или бетонных бордюров, формирующих ступени. Между ними на песчаную подушку и укладывается тротуарная плитка – крыльцо отделывается так же, как дорожки или площадки.

Рассмотрим оба способа подробнее.

Облицовка бетонного крыльца

Для монтажа вам понадобятся следующие инструменты:

  • Зубчатый шпатель;
  • Уровень – короткий и длинный;
  • Киянка (резиновый молоток);

Обратите внимание! Пользоваться обычным молотком не рекомендуется, так как при сильном ударе плитка может расколоться или потрескаться.

Вы можете посмотреть, как выполняется облицовка крыльца тротуарной плиткой видео.

Здесь же дана краткая инструкция:

ИзображениеОписание работ
Бетонное крыльцо после заливки должно выстояться не менее 4 недель. После чего его поверхность выравнивают и обязательно покрывают грунтовкой глубокого проникновения.

Плитку перед монтажом на несколько минут опускают в воду.

Выкладывание плитки по уровню

Укладка тротуарной плитки на бетонное крыльцо ведется сверху вниз, начиная с площадки перед дверью. Для этого основание покрывается клеевым раствором, который наносится зубчатым шпателем. Сначала укладываются крайние плитки, на них устанавливается длинный уровень, и по нему ведется укладка остальных камней ряда.
Между плитками оставляют швы шириной около 5 мм. Чтобы все они лежали в одной плоскости, камни аккуратно подбивают киянкой, постоянно проверяя ровность укладки уровнем.
Если тротуарная плитка для ступеней крыльца оказалась велика или не подходит по форме, её подрезают болгаркой. Ею же шлифуют слишком острые углы.
Сначала облицовывают все горизонтальные плоскости – площадку и ступени. Затем вертикальные – подступенки. Отделывая ступени, нужно делать выпуск крайних плиток на толщину подступенков.

Совет. Если это не было сделано во время заливки бетоном, то задайте небольшой уклон наружу во время облицовки ступеней, чтобы обеспечить с них сток дождевой воды.

Как видите, в данном случае облицовка ступеней крыльца тротуарной плиткой выполняется точно так же, как любой другой. Если у вас есть подобный опыт, то с работой вы легко справитесь.

Засыпное крыльцо с бордюрами

Если учитывать финансовые, материальные и трудовые затраты на обустройство бетонного и засыпного основания, то второе окажется со всех сторон выгоднее.

Перед тем как положить тротуарную плитку на крыльцо, готовят основание из бордюров и песка. Для этого сначала выкапывают неглубокий котлован по форме и размерам будущей лестницы и засыпают его гравием и песком. Каждый слой проливают водой и утрамбовывают, а затем на готовую площадку устанавливают бордюры, повторяющие форму ступеней и всего крыльца.

Совет. Бордюры можно брать готовые, выкладывать из кирпича или заливать бетон в опалубку.

Высота каждого следующего бордюра должна быть больше предыдущего на размер подступенка. Обычно это 15-18 см. А расстояние между ними по горизонтали делается не менее 25-30 см – это ширина стандартной ступени. При определении толщины бордюров учитываем, какую толщину имеет тротуарная плитка на крыльцо.

Такое устройство крыльца из тротуарной плитки позволяет обойтись без гидроизоляции. Атмосферные осадки, попадающие на него, впитываются в песок и через дренажную гравийную основу уходят в грунт.

Схема отвода и испарения влаги с покрытия из тротуарной плитки

В таблице – подробнее о том, как сделать такое крыльцо:

Заполнение несъемной опалубки

ИзображениеОписание
Чтобы придать бордюрам устойчивость, их устанавливают на раствор, а промежутки между ними засыпают песком.
Не обязательно засыпать все пространство песком. Под верхние ступени можно высыпать щебень или любой строительный мусор. Но чтобы ровно лежала тротуарная плитка на крыльце, положить под неё слой песка поверх мусора толщиной не менее 20-30 см необходимо.

Песок на каждом ярусе обязательно проливается, утрамбовывается и выравнивается.

Укладка тротуарной плитки на крыльцо своими руками между бордюрами

Укладка плитки ведется снизу вверх: сначала нижняя ступень, затем следующая. Последней облицовывается верхняя площадка.

Желательно укладывать плитку на слой цементно-песчаного раствора толщиной до 3 см. Но если бордюры установлены прочно, можно и просто на песок.

Если вместо готовых бордюров использовались кирпичные, их облицовывают с внешней стороны подступенками, сажая их на клей. При этом, не забывая выпускать крайний горизонтальный ряд на толщину плитки.

Выравнивание плитки по горизонтали

Как и в предыдущем случае, подбивать отдельные элементы по высоте следует резиновым молотком.
Оставленные между плитками зазоры после окончания облицовки заполняют песком или его сухой смесью с цементом. Для чего смесь высыпают на поверхность и заметают в щели щеткой, действуя в разных направлениях.

Если после этого аккуратно пролить ступени водой, цементно-песчаная смесь схватится и зафиксирует плитку.

Как выложить крыльцо из тротуарной плитки: два способа выполнения работ

Крыльцо из плитки тротуарной своими руками – это, пожалуй, самый бюджетный вариант для входной группы после деревянного, и при этом более долговечный и эстетически весьма привлекательный. Конечно, натуральный камень или клинкерная плитка в этом отношении ещё лучше, но их цена не сравнится с материалом, произведенным из бетона.

Если вы как раз ищете такой недорогой и практичный способ сделать уличное крыльцо, то эта статья для вас.

Как это выглядит

Все мы давно привыкли к дорожкам и площадям, покрытым брусчаткой. Они красивые, прочные, долговечные и очень практичные. Поврежденный камень легко заменить аналогичным, не трогая остальное покрытие.

Поэтому логично предположить, что тротуарная плитка для ступеней крыльца на улице тоже станет хорошим выбором. И это действительно так.

Достоинств у материала много:

  • Плитка для крыльца тротуарная довольно прочная и долговечная, что подтверждается ее многолетней эксплуатацией в весьма проходимых местах;

Совет. Выбирайте плитку, изготовленную методом вибропрессования – ее характеристики лучше, чем у литой.

  • Она выпускается самых разных цветов, форм и размеров. Причем разной может быть и толщина – от 10 до 80 мм;
  • При желании такую плитку можно сделать своими руками, используя цементный раствор и специальные формы;
  • Сейчас выпускается и специальная тротуарная плитка для крыльца и ступеней, которую вообще не требуется подрезать по размеру, если заранее знать её габариты и делать основание, ориентируясь на них.

Ступени для крыльца из тротуарной плитки можно делать любой формы, от прямой до закругленной или ломаной. А само покрытие – однотонным или разноцветным, выкладывая рисунок или мозаику из камней разного цвета.

Очень эффектно смотрится такое крыльцо в сочетании с отмосткой и садовыми дорожками из того же материала. Посмотрите сами, как много вариантов отделки можно придумать, используя брусчатку.

Есть у таких конструкций и минусы. Например, их нежелательно чистить от снега тяжелыми и твердыми предметами – можно расколоть. Да и срок эксплуатации у этой плитки меньше, чем у клинкерной или из натурального камня. Однако невысокая стоимость и ремонтопригодность компенсируют эти недостатки.

Два способа отделать крыльцо тротуарной плиткой

Существует два распространенных способа, как уложить тротуарную плитку на крыльцо. Они совершенно разные, начиная с устройства самого основания.

  • Первый заключается в отделке уже готовой монолитной бетонной конструкции плитками, которые приклеиваются на раствор или клей.
  • Второй предполагает устройство засыпного крыльца с несъемной опалубкой из кирпича или бетонных бордюров, формирующих ступени. Между ними на песчаную подушку и укладывается тротуарная плитка – крыльцо отделывается так же, как дорожки или площадки.

Рассмотрим оба способа подробнее.

Облицовка бетонного крыльца

Для монтажа вам понадобятся следующие инструменты:

  • Зубчатый шпатель;
  • Уровень – короткий и длинный;
  • Киянка (резиновый молоток);

Обратите внимание! Пользоваться обычным молотком не рекомендуется, так как при сильном ударе плитка может расколоться или потрескаться.

  • Болгарка с кругом по камню;
  • Кисть.
  1. Бетонное крыльцо после заливки должно выстояться не менее 4 недель. После чего его поверхность выравнивают и обязательно покрывают грунтовкой глубокого проникновения. Плитку перед монтажом на несколько минут опускают в воду.
  2. Укладка тротуарной плитки на бетонное крыльцо ведется сверху вниз, начиная с площадки перед дверью. Для этого основание покрывается клеевым раствором, который наносится зубчатым шпателем. Сначала укладываются крайние плитки, на них устанавливается длинный уровень, и по нему ведется укладка остальных камней ряда.
  3. Между плитками оставляют швы шириной около 5 мм. Чтобы все они лежали в одной плоскости, камни аккуратно подбивают киянкой, постоянно проверяя ровность укладки уровнем.
  4. Если тротуарная плитка для ступеней крыльца оказалась велика или не подходит по форме, её подрезают болгаркой. Ею же шлифуют слишком острые углы.
  5. Сначала облицовывают все горизонтальные плоскости – площадку и ступени. Затем вертикальные – подступенки. Отделывая ступени, нужно делать выпуск крайних плиток на толщину подступенков.

Совет. Если это не было сделано во время заливки бетоном, то задайте небольшой уклон наружу во время облицовки ступеней, чтобы обеспечить с них сток дождевой воды.

Как видите, в данном случае облицовка ступеней крыльца тротуарной плиткой выполняется точно так же, как любой другой. Если у вас есть подобный опыт, то с работой вы легко справитесь.

Засыпное крыльцо с бордюрами

Если учитывать финансовые, материальные и трудовые затраты на обустройство бетонного и насыпного основания, то второе окажется со всех сторон выгоднее.

Перед тем как положить тротуарную плитку на крыльцо, готовят основание из бордюров и песка. Для этого сначала выкапывают неглубокий котлован по форме и размерам будущей лестницы и засыпают его гравием и песком. Каждый слой проливают водой и утрамбовывают, а затем на готовую площадку устанавливают бордюры, повторяющие форму ступеней и всего крыльца.

Бордюры можно брать готовые, выкладывать из кирпича или заливать бетон в опалубку.

Высота каждого следующего бордюра должна быть больше предыдущего на размер подступенка. Обычно это 15-18 см. А расстояние между ними по горизонтали делается не менее 25-30 см – это ширина стандартной ступени. При определении толщины бордюров учитываем, какую толщину имеет тротуарная плитка на крыльцо.

Такое устройство крыльца из тротуарной плитки позволяет обойтись без гидроизоляции. Атмосферные осадки, попадающие на него, впитываются в песок и через дренажную гравийную основу уходят в грунт.

Подробнее о том, как сделать такое крыльцо:

  1. Чтобы придать бордюрам устойчивость, их устанавливают на раствор, а промежутки между ними засыпают песком.
  2. Не обязательно засыпать все пространство песком. Под верхние ступени можно высыпать щебень или любой строительный мусор. Но чтобы ровно лежала тротуарная плитка на крыльце, положить под нее слой песка поверх мусора толщиной не менее 20-30 см необходимо.
  3. Песок на каждом ярусе обязательно проливается, утрамбовывается и выравнивается.
  4. Укладка плитки ведется снизу вверх: сначала нижняя ступень, затем следующая. Последней облицовывается верхняя площадка.
  5. Желательно укладывать плитку на слой цементно-песчаного раствора толщиной до 3 см. Но если бордюры установлены прочно, можно и просто на песок.
  6. Если вместо готовых бордюров использовались кирпичные, их облицовывают с внешней стороны подступенками, сажая их на клей. При этом, не забывая выпускать крайний горизонтальный ряд на толщину плитки.
  7. Как и в предыдущем случае, подбивать отдельные элементы по высоте следует резиновым молотком.
  8. Оставленные между плитками зазоры после окончания облицовки заполняют песком или его сухой смесью с цементом. Для чего смесь высыпают на поверхность и заметают в щели щеткой, действуя в разных направлениях.
  9. Если после этого аккуратно пролить ступени водой, цементно-песчаная смесь схватится и зафиксирует плитку.

Нюансы технологии

Существует специальная тротуарная плитка для ступеней, состоящая из готовых проступей со скругленной передней частью и узких подступенков. Специальная тротуарная плитка для ступеней.

Для общественных зданий и офисов часто применяется экономичная технология крыльца из ФЭМ:

  • лестница изготавливается из металла (центральный косоур или два по бокам, проступи из уголка без подступенков);
  • плитка приклеивается на раствор, уложенный внутри каркаса из уголка.

Таким образом, существует несколько методов самостоятельного оформления крыльца тротуарной плиткой в зависимости от конструкции фундамента, состава грунта на участке и бюджета отделки.

Заключение

Описанные способы позволяют оригинально украсить входную группу загородного дома, сделать её особенной, нестандартной. Можно реализовать любую идею, сделав крыльцо фигурным или оформив его под старину, используя колотую брусчатку.

Вы наверняка захотите попробовать сделать это, потому что работа на самом деле совсем не сложная. А плитка тротуарная для ступеней крыльца – очень красивый, практичный и недорогой материал.

Артур Комиссаров. Эксперт. Автор.
Специалист “3 в 1”.
Помимо автора-эксперта, также, является директором предприятия “Завод лестниц на металлическом каркасе” г. Москва. Завод занимается производством лестничных конструкций.

Как выбрать дизайн и сделать крыльцо из тротуарной плитки своими руками

Крыльцо из тротуарной плитки — это недорогой, практичный и легкий в исполнении вариант обустройства входной группы в дом. Брусчатка имеет высокие эксплуатационные характеристики. Из натурального и искусственного камня мостят площадки, тропинки и дороги, которые исправно служат десятилетиями. При этом материал имеет презентабельный внешний вид, прост в обслуживании и ремонте. Выложить красивые и прочные ступени можно своими руками, используя недорогие бытовые инструменты.

Особенности конструкции крыльца

Крыльцо представляет собой пристройку к дому, предназначенную для комфортного и безопасного подъема людей от уровня грунта к уровню пола прихожей. Сооружение состоит из лестничного марша и ограждающих его по бокам перил. При незначительной высоте и крутизне крыльца перила могут не устанавливаться.
В строительстве применяются такие виды конструкций:
1. Монолитная. Изготавливается из бетона или кирпича. Материалу придается нужная форма, внутри которой отсутствуют пустоты. Сооружение отличается прочностью и долговечностью, но требует капитальных вложений и приложения больших физических усилий. Облицовочный материал приклеивается непосредственно к поверхности бетона.
2. Каркасная. Это легкое сооружение, собираемое из стального профиля или древесины. Стальной каркас более надежен и прочен, т.к. дерево имеет ограниченный срок эксплуатации из-за подверженности гниению. Облицовка укладывается в заранее подготовленные ниши на сыпучий материал. Монтаж каркаса осуществляется на свайном или ленточном фундаменте.

Выбор конструкции определяется архитектурными особенностями здания, финансовыми возможностями, сроками, умениями и навыками владельца недвижимости.

Технология укладки тротуарной плитки на крыльцо

Для укладки плитки своими руками потребуются следующие инструменты:

  • рулетка;
  • уровень;
  • болгарка;
  • резиновая киянка;
  • зубчатый шпатель;
  • мастерок;
  • шнур;
  • маркер;
  • ингредиенты для гарцовки (песок, цемент, каменная крошка);
  • грабли;
  • правило;
  • веник.

Для дополнительной облицовки сооружения керамической плиткой необходимо приобрести пластиковые крестики, затирку для швов и резиновые шпатели.
Укладка блоков на площадки и ступени выполняется в зависимости от основы по следующим технологиям:


1. Приклеивание. Плитка крепится к твердому бетонному основанию с помощью клеевых смесей на цементной или полимерной основе. Толщина плитки значения не имеет, т.к. давление передается непосредственно на основание. Швы заделываются водостойким раствором. Готовая поверхность полностью герметична и не пропускает влагу.
2. Мощение. Камни укладываются в формы, заполненные сыпучим материалом, в состав которого входит цемент. Фрагменты погружаются в основу, после чего проводится заливка кладки водой. Цемент кристаллизуется и удерживает плитку в заданном положении. Стыки между камнями засыпаются песком.

Отделка бетонного крыльца

После заливки бетонная конструкция должна набрать прочность. Для этого необходимо 4 недели. За это время из материала испарится влага, его поверхность обретет достаточную степень адгезии.
Отделка крыльца из железобетона проводится в такой последовательности:
1. Проведение замеров. Проводится расчет расположения рядов и крайних фрагментов со скошенными кромками. Составляется схема, на основании которой производится расчет и закупка материалов для строительства.
2. Бетон очищается от наплывов, жировых отложений, пыли и грязи. Поверхность дважды обрабатывается пропиткой глубокого проникновения. Большие отверстия и ямки заделываются цементным раствором
3. На сооружение маркером или мелом наносится разметка. Замешивается клеевой состав.
4. Начиная от краев ступеней зубчатым шпателем наносится раствор. В соответствии с разметкой укладывается плитка. Горизонталь поверхности контролируется уровнем и корректируется киянкой. Между блоками вставляются пластиковые крестики.
5. По окончании выкладывания целых фрагментов проводится замер и разрезание блоков для заполнения щелей и мест между ступенями. Вырезанные детали приклеиваются в оставшиеся промежутки.

Заключительным этапом является затирка швов, которая проводится водостойким раствором.

Достоинства и недостатки бетонной основы

Бетонное основание имеет следующие преимущества:

  • прочность, устойчивость и надежность;
  • устойчивость к сырости, грызунам, насекомым и химически активной среде;
  • возможность возводить сооружения любой формы путем установки гнущейся опалубки;
  • удобство и простота проведения облицовочных работ.

Недостатки у монолитной конструкции следующие:

  • необходимость приложения больших физических усилий для работы с тяжелым материалом;
  • тщательная подготовка бетонного раствора, трудность соединения крыльца с фундаментом дома;
  • большой расход строительных материалов, что сказывается на смете строительства.

Бетонному сооружению нужен мощный фундамент для предотвращения его проседания.

Отделка бордюрного крыльца

Бордюры используются в готовом виде или изготавливаются из кирпичей. Их ставят рядами, чтобы получался перепад высот, равный высоте ступеней. Основания упоров бетонируется, чтобы придать им устойчивость. В промежутках и по краям закрепляются доски толщиной 50 мм. В построенную опалубку засыпается слой песка толщиной 3-5 см, на него снизу вверх укладываются камни. Выравнивание осуществляется киянкой. Щели между плитками засыпаются песком, который смачивается для уплотнения.

Заключение

Отделка крыльца является интересной и творческой задачей. Если подойти к ее решению грамотно, то можно своими руками сделать оригинальное, надежное и долговечное сооружение, являющееся украшением дома и двора. Существует множество вариантов облицовки входной группы в здание. Залогом успеха является тщательное планирование, соблюдение технологии работы и использование качественных материалов.


Оцените статью
Добавить комментарий